30 июня 1971 года стало одним из самых траурных дней в истории мировой космонавтики. На Землю вернулся космический корабль «Союз-11», но его экипаж — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — был обнаружен без признаков жизни. Катастрофа стала первой и единственной в истории, когда гибель людей произошла непосредственно в космическом пространстве.
Путь к станции «Салют-1»
В апреле 1971 года Советский Союз запустил первую в мире орбитальную станцию «Салют-1». Однако отправленная на нее на корабле «Союз-10» экспедиция не смогла перейти на борт из-за неисправности стыковочного узла. Для второй попытки был подготовлен экипаж в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева, который изначально был дублирующим.
7 июня 1971 года «Союз-11» успешно пристыковался к «Салюту-1». Экипаж приступил к работе на борту первой орбитальной станции, где провел 23 дня, установив новый рекорд продолжительности полета. Однако их пребывание на станции сопровождалось нештатными ситуациями, в том числе возгоранием, которое космонавтам удалось ликвидировать.
Катастрофа при возвращении
29 июня 1971 года, после выполнения программы, экипаж начал готовиться к возвращению. Перед расстыковкой со станцией произошел первый тревожный инцидент — сработал датчик, указывающий на негерметичность люка между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком. После повторного закрытия люка датчик погас, и корабль начал штатный спуск.
Трагедия случилась на высоте около 150 км, когда, в соответствии с программой полета, должны были сработать пиропатроны, чей взрыв разделял отсеки корабля. Однако это привело к преждевременному открытию вентиляционного клапана, предназначенного для подачи воздуха в спускаемый аппарат уже в атмосфере Земли. В условиях космического вакуума это вызвало моментальную разгерметизацию кабины.
Причины и последствия
Анализ данных и состояние кабины показали, что космонавты предприняли попытку устранить утечку воздуха, но времени на это не хватило. Для перекрытия клапана вручную требовалось около 50-60 секунд, в то время как потеря сознания в условиях быстро падающего давления наступала уже через 15-20 секунд.
По результатам работы комиссии причиной катастрофы была признана конструктивная недоработка системы вентиляции. Впоследствии в конструкцию кораблей «Союз» были внесены фундаментальные изменения. В частности была пересмотрена и усилена система безопасности и аварийных клапанов. А космонавты стали совершать полеты только в скафандрах, которые обеспечивали защиту в случае разгерметизации.

