12/01/23

Трасса Р504: почему ее называют «Дорогой смерти»

Федеральную автомобильную дорогу Р504 «Колыма» также называют «Колымским трактом», «Дорогой на костях» или «Дорогой жизни». Впрочем, те, кому приходится много ездить по ней, с последним названием категорически не согласны и все чаще используют куда более пугающее — «Дорога смерти».

Руками заключенных

Дорога, соединяющая Якутию и Магаданскую область, является единственной круглогодичной транспортной магистралью огромного региона. Сейчас даже трудно представить, что все ее две с лишним тысячи километров были построены вручную, во многом — благодаря труду заключенных. Прокладка Колымского тракта началась еще до войны, в 1932 году. В Советском Союзе это был первый объект такого масштаба, на котором массово использовался именно труд узников.

Трудно сказать, сколько их было точно — тогда никто особо не считал. Сухие цифры документов сообщают, что в 1933 году на строительстве работало 11 тысяч человек. В следующем году это число увеличилось почти вдвое. А к 1937 году дошло до 170 тысяч строителей. Работы не прекращались даже в военное время. Сдан же объект был в 1953-м. По разным оценкам, на его строительстве погибло от 250 тысяч до одного миллиона человек. Хоронили их там же — вдоль дороги, а то и под ее полотном. Отсюда и название — «Дорога на костях».

Мистика и не только

Многих людей, склонных верить в мистику, смущает именно огромное количество погибших на строительстве трассы. Впрочем, и без потусторонней силы проблем с Р504 хватает — ведь в условиях вечной мерзлоты не было возможности сделать ее полностью асфальтированной. Поэтому асфальтовое покрытие встречается здесь лишь участками, на некоторых же местах дорога — песчано-щебеночная и кое-где — даже грунтовая. Солженицын характеризовал ее так: «На дорогу это мало похоже, это действительно трасса».

В 2003 году началась реставрация трассы — протяженность ее асфальтового покрытия была существенно увеличена. Работы с разной периодичностью идут и по сей день. Правда, до полного окончания пока далеко — полностью асфальтом трассу так и не покрыли, отсутствует и мост через Алдан в районе Хандыги из-за чего в межсезонье сквозной проезд по Р504 пока невозможен. По словам очевидцев, преодолеть всю трассу на легковом автомобиле получится лишь в относительно короткий летний сезон.

Привидения Колымского тракта

Сегодня рассказов о встреченных здесь призраках все меньше. А частые происшествия и исчезновения водителей находят куда более приземленные объяснения: плохое состояние трассы, суровые погодные условия, дикие звери и лихие люди.

Впрочем, кое-кто и сейчас рассказывает, что видел в районе Таттинского улуса призрак худого старика — бывшего заключенного, ищущего своего умершего на строительстве трассы сына. Аномальным считается и район Чертовых ворот. В этом месте все того же Таттинского улуса часто видят перебегающих дорогу призраков, которые и становятся причиной ДТП.

А может, виной всему усталость и невнимательность водителей? Кто знает…