08/07/21

«Третий Сталинский удар»: как советские войска выбили немцев из Крыма

Освобождение Крыма в 1944 году часто именуют «Третьим Сталинским ударом», что не совсем верно. Во-первых, как разъяснил в своей работе «Третий сталинский удар — миф и реальность» крымский историк В.Е. Поляков, само понятие «Сталинских ударов» — это послевоенная выдумка, толчком к которой послужила речь И.В. Сталина в 1944 году, где он упомянул о десяти сокрушительных ударах. А также и один из первых послевоенных фильмов «Третий удар», где рассказывалось об освобождении Крыма. В результате советская пресса и придумала «сталинские удары».

В любом случае, «третий удар» включает  в себя не только освобождение Крыма, но и освобождение Одессы. Так что Крымская наступательная операция 1944 года — это лишь составная часть т.н. «удара».

Хотя теме освобождения Крыма посвящено много разных работ (в основном творческого, а не исторического плана), о потерях достоверно известно немного.

Силы РККА в Крымской операции

Наступление в Крыму планировалось вести со стороны с Перекопа и с Керченского полуострова.

С севера в Крым должен был войти 4-й Украинский фронт под командованием генерала армии Ф. И. Толбухина. В составе фронта две общевойсковых (51-я и 2-я гвардейская) и 8-я воздушная армии, 19-й танковый корпус. Всего 18 стрелковых дивизий, танковый корпус, отдельная танковая бригада, отдельный танковый и самоходно-артиллерийский полки, огнеметно-танковый батальон, 2 артиллерийские дивизии и 4 инженерных бригады, отдельные части.

Танковый парк фронта был крайне пестрым: там были уже уходящие советские КВ и Т-60, различные американские и английские машины. Всего имелось 337 танков и САУ. Из них 51-ю армию поддерживали 82, а 2-ю гвардейскую — 43 танка и САУ. Фронт имел мощную артиллерию, включая 203-мм гаубицы и 280-мм мортиры.

С востока наступала Отдельная Приморская армия под командованием генерала армии А. И. Ерёменко. В составе армии 12 стрелковых и горнострелковых дивизий, 2 морских стрелковых бригады, танковая бригада, 4 отдельных танковых и самоходно-артиллерийский полки, отдельные части. С воздуха войска Ерёменко поддерживала 4-я воздушная армия. Танковый парк армии также был пёстрым и состоял из 204-211 танков и САУ.

8-я воздушная армия располагала 600 исправными самолетами (из 750), 4-я армия — 561 самолетом (из 580), авиация Черноморского флота могла выделить до 300 самолетов. Общее количество самолетов составляло 1456 машин, в том числе 683 истребителя и 382 штурмовика.

Численность Приморской армии указывается к началу операции 92 367 человек, 2-й гвардейской — 72 230 человек, 51-й армии — 93 300 человек. В частях фронтового подчинения было 20 681 человек. Советские войска после огромных потерь в предыдущих операциях ещё имели значительный некомплект. В дивизиях, согласно приводимым в книге А. Исаева «Битва за Крым» данным было всего по 6500-7000 человек. В ротах дивизий 2-й ударной армии, согласно донесению No 1195/ш от 16-го апреля, было по 70-75 человек.

Кто оборонялся в Крыму?

В советское время было принято завышать численность немецких войск всеми возможными способами. Однако следует признать, что в Крымской операции  значительное преимущество было на стороне Красной Армии.

В Крыму находилась 17-я немецкая армия. В её составе было всего пять немецких пехотных дивизий. Из них две находились на севере, две на Керченском полуострове, и одна на побережье (позже переброшена к Перекопу). Кроме этого было семь румынских дивизий: кавалерийская и горная на Керченском полуострове, пехотная и кавалерийская в северной части, и три охраняли побережье от возможных десантов. Имелось 77 штурмовых орудий, входивших два соответствующих дивизиона. Румынские войска располагали двумя танковыми ротами, в которых было до двух десятков чешских танков, имевших нулевую боевую ценность.

Зато 17-я армия имела 583 противотанковых орудия (из них 98 калибром 75 мм), 30 самоходных установок «Мардер», 485 гранатометов «Панцершрек» и 9645 одноразовых «Панцерфаустов». В противотанковой обороне состояли пушки 9-й зенитной дивизии, имевшей 134 88-мм зенитки.

Боеспособность румынских войск была крайне низкой, как в моральном плане, так и по обученности и вооружению. Немецкие части испытывали значительный некомплект в личном составе и вооружении. При этом имелось значительное количество различных внештатных и вспомогательных формирований. Так, например, 50-я пехотная дивизия, защищавшая Перекоп, в общей сложности имела целых 19 батальонов, включая два «кавказских» батальона и один батальон словаков. Полки дивизии были усилены 20-мм и 88-мм зенитными орудиями.

Немецкая авиация в Крыму насчитывала 48 истребителей и 88 штурмовиков.

Общая численность личного состава Крымской группировки на 1-е апреля составляла 230 000 человек. Из них около 65 000 — солдаты румынских частей. Больше половины из них приходилось на всевозможные тыловые службы, охрану порядка, гражданский персонал, и как боевую силу их рассматривать не следует. Впрочем, после огромных потерь (бежавшие с Керченского полуострова 73-я и 98-я пехотные дивизии потеряли 79% и 43% личного состава соответственно), немецкое командование бросало на позиции тыловиков и всех, кого только можно было использовать.

Во что обошлась победа?

Согласно официальным данным, потери РККА в ходе Крымской наступательной операции составили 84 819 человек, в том числе безвозвратные — 17 754 человека. Если исходить из того, что к началу операции имелось 278 578 человек, то выбыло 30% личного состава.

Некоторые современные авторы полагают, что число потерь занижено вдвое, например, так пишет Борис Соколов в своей книге «Миражи Второй Мировой».

Но стоит отметить, что и победа была полной, 17-я армия понесла огромные потери. А. Полищук в своей работе «Расплата за «Охоту на дроф» приводит данные, которые отличаются от официальных советских, но тоже весьма впечатляют.

В ходе боевых действий погибло и пропало без вести 38 854 немца и 24 674 румына — всего 63 528 человек. Эвакуировали 97 875 человек — 63 499 немцев и 34 376 румын, в это число входит около 10 000 человек, которые были на потопленных советской авиацией транспортах. На мысе Херсонес 12–13 мая была пленена 21 тысяча солдат и офицеров. Следует помнить, что немецкие отчеты касаются только военнослужащих, а, как сказано выше, в Крыму находилось много разных людей, в том числе и гражданских. Поэтому неудивительно, что советские и немецкие данные могут сильно расходиться.

После эвакуации из Крыма, численность личного состава 17-й армии была — 9741 человек, из них 2680 тыловиков.

Именно за эту победу и заплатили своими жизнями и здоровьем десятки тысяч советских солдат в Крыму в 1944 году.