Чтобы выглядеть привлекательными, женщины стремятся избавиться от лишнего веса. В XXI веке отношение общества к женской полноте стало более терпимым, но влияние пресловутых модельных параметров 90-60-90 ощущается по сей день. Однако далеко не во все времена и не у всех народов отношение к полноте было отрицательным. Некоторые, напротив, считали толстушек более красивыми.
«Венеры» палеолита и другие
Согласно популярной гипотезе, привлекательная женская фигура характеризуется низким параметром отношения объёма талии к объёму бёдер (ОТБ). Это фигура, внешне напоминающая «песочные часы». Дело в том, что женский гормон эстроген способствует отложению жира именно в области талии, поэтому широкая талия – главный признак ожирения.
Однако наши далёкие предки, жившие в палеолите, любили не просто полных женщин, а очень тучных матрон. Во всяком случае, об этом свидетельствуют находки статуэток женщин с очень высоким ОТБ. Так называемых «палеолитических Венер» археологи находили по всей Европе – во Франции, Германии, Чехии, Румынии, Курской и Московской областях.
Известнейшим примером является Виллендорфская Венера – известняковая фигурка, обнаруженная в Австрии в 1908 году. Она была создана около 30 тысяч лет, когда Европу заселяли охотники и собиратели. Образ выделяется гипертрофированными грудями, ягодицами и животом. У статуэтки крупная голова, но нет лица. Историки считают «Венер» изображениями богини плодородия (Матери-Земли), но они могут быть и «портретами» реальных женщин, которые своей тучностью вызывали трепет у соплеменников. В условиях нехватки еды достичь подобных телесных параметров было непросто. Вероятно, очень полными могли быть лишь женщины с высоким социальным статусом, которые сами не участвовали в добывании пищи.
Как пишут Вирен Суэми и Адриан Фернхем в книге «Психология красоты и привлекательности», в традиционных культурах полнота символически связывалась с сексуальностью и плодовитостью. Полные женщины воспринимались как лучшие матери, способные позаботиться о детях. В условиях голода и постоянных физических нагрузок у худых женщин месячные действительно начинались позднее, они были менее способны к зачатию.
Похожие эстетические предпочтения исследователи выявили у народов, живущих собирательством или примитивным земледелием. Ознакомившись с разными рисунками и фотографиями, мужчины этих народов отдали предпочтение женщинам с объемной талией (высокий ОТБ) и в целом с более высоким весом. Подобные вкусы продемонстрировало племя матсигенка в Перу в 1998 году, племя хадза в Танзании в 2001 году, малайцы, живущие в сельской местности (исследование 2007 года). В Уганде, Кении, Полинезии к полным женским фигурам относятся куда лучше, чем в современной Европе.
У некоторых народов Африки девушек даже «откармливали» перед замужеством, посылая их на молочные фермы. Похожий ритуал есть и на острове Таити в Тихом океане – он называется ha’apori («делать толстым»). Откармливанию подлежат как мужчины, так и женщины, которые имеют высокий социальный статус.
Красавицы с пышными формами
В странах, достигших высокого уровня социального и экономического развития, предпочитают женщин с минимальной жировой прослойкой. Но это наблюдалось далеко не всегда и не везде.
В исламских странах полнота являлась одним из вариантов женской красоты. Египетские арабы были уверены, что у полной женщины в теле «больше места», чтобы выносить ребёнка, а также больше молока. В одной из сказок «Тысячи и одной ночи» невольница некоего господина из Йемена говорит так: «Слава Аллаху, который сотворил меня и сделал мой образ красивым и наделил меня жиром и прекрасной полнотой и уподобил меня ветвям и увеличил мою прелесть и блеск!»
В Западной Европе в эпоху Ренессанса, по свидетельству историка Эдуарда Фукса, мужчины отдавали предпочтение женщинам с широкими бёдрами, толстыми ягодицами и «крепкой талией». Для визуального увеличения талии в те времена пользовались юбками-подушками Wulstenrok, которые также носили название «жир» (Speck). Из-за этого женщины казались беременными или похожими, по словам современников, на «пекарей». Область груди увеличивали с помощью ваты.
Французский писатель де Брантом, работавший при дворе Екатерины Медичи, нахваливал полных женщин, хотя и выступал против «чрезмерно толстых дам», так как от них якобы плохо пахнет.
Полные европейки ценились и в XVII веке, что нашло отражение в творчестве фламандского художника Питера Рубенса, писавшего картины в стиле барокко. «Рубенсовская женщина», по мнению историков, вполне соответствовала идеалу эпохи, особенно во Фландрии, где раньше утвердились буржуазные порядки.
А что у нас
В иконографии и книжных иллюстрациях допетровской Руси распутницы часто изображались дородными женщинами с вьющимися волосами. В лицевом Апокалипсисе XVIII века нарисована Вавилонская блудница с обнажёнными ногами, у которой явно просматривается второй подбородок. Изображение сочетает в себе отталкивающие и привлекательные черты. По-видимому, полные чувственные женщины волновали воображение наших предков, не исключая и монахов, создававшие иконы и рукописи. Женщины «в теле» ценились среди русских крестьян и в других слоях общества. Здесь можно вспомнить знаменитых «купчих» Бориса Кустодиева – сам «русский Рубенс» признавался, что худые женщины не вдохновляют его на творчество.
Сегодня, в эпоху идеализации худобы, с другой крайностью выступает движение бодипозитива. Его даже критикуют за популяризацию ожирения, которое небезопасно для здоровья (хотя избыточная худоба тоже вредна). Споры спорами, но нельзя забывать, что красивая женщина – это, прежде всего, личность. Весёлый дружелюбный нрав и пресловутый «огонёк в глазах» могут быть не менее ценными качествами для представителей противоположного пола, нежели стопроцентное соответствие «стандартам красоты».