В течение длительного времени иметь фамилию на Руси было привилегией знати, таких как князья, бояре, дворяне и известные купцы. В то же время, крестьяне, составляющие значительную часть населения страны, ограничивались прозвищами, которые не были широко распространены. Официальное закрепление этих прозвищ (включая документы) произошло только после отмены крепостного права во второй половине XIX века.
Крепостные фамилии
Как же дать фамилию человеку, у которого ранее ее не было? Государственные служащие всех уровней столкнулись с такой ситуацией после отмены крепостного права. Всех освобожденных крестьян необходимо было как-то оформить документально. При этом, задачу старались упростить и унифицировать. Именно таким образом появились пять основных признаков крепостных фамилий.
По прозвищу
На Руси прозвища долгое время фактически заменяли фамилии. Тут и придумывать ничего не надо было — просто «облагородить» кличку суффиксом. Фамилии такого плана: Большов, Козлов, Медведев. Зачастую обходились и вовсе без суффикса: Короткий, Яровой, Малых. Подобные фамилии родом из Сибири, Урала, русского Севера.
По месту жительства
Даже спустя четверть века после отмены крепостного права далеко не все крестьяне получили фамилии. Указ 1888 года гласил, что «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица». Фамилии стали давать массово по топонимам. Так, например, все жители села Новое становились Новоселовыми, а Волково — Волковыми, хоть и не были родственниками друг другу.
По отчеству
Форма обращения к крестьянину, как, например, Иван, Петров сын, существовала давно. Поэтому многих так и записывали — по отчеству. Отсюда такое распространение «именных» фамилий: Иванов, Петров, Сидоров и т.д. Если же имя оканчивалось на гласную, то фамилия образовывалась через суффикс «ин» — например, Ильин или Савин.
Интересно, что на Дону среди казачества такие фамилии с окончанием на «ин» не признавались. Как пишет Александра Суперанская в статье «Происхождение имен и фамилий», их опять переделывали, добавляя «ов» — отсюда фамилии типа Ильинов.
По профессии
Кузнецов, Ямщиков, Попов — фамилии, данные по профессии. Причем это могла быть профессия не обязательно самого крестьянина, а его отца или деда. Например, «пастухов сын» или «кузнецов внук». Впрочем, профессии встарь зачастую передавались по наследству.
«Дворянские» фамилии
Впрочем, даже «благородные» фамилии вроде Волконских или Оболенских совсем не отвергают крестьянского происхождения. Ведь нередко крепостных записывали по их помещикам. Так и появлялись всякие Долгоруковы, Репнины или Салтыковы — без каких-либо дворянских корней.
Сплошные крепостные?
Так что же, получается все современные русские — потомки крепостных? Нет. Согласно сборнику «Крепостное население в России по 10-й народной переписи», изданному в 1861 году, лишь 34% населения было крепостным — в основном в центральной части страны, Малороссии и Белоруссии. А вот на Севере, Урале или в Сибири, в Кавказских или Азиатских территориях крепостных почти не было. Так что даже если выходцы оттуда носили фамилию Иванов или Кузнецов, скорее всего крепостными они не были.