«Убийца авианосцев»: на что был способен экраноплан «Лунь»

Гордостью советских военно-морских сил были летательные аппараты особого типа — экранопланы. Спущенный на воду в 1980-х первый в мире экраноплан-ракетоносец «Лунь», который прозвали «убийцей авианосцев», сильно опережал свое время — и именно поэтому в итоге оказался не востребован.

История экранопланов в России

Экранопланы способны держаться в воздухе благодаря так называемому экранному эффекту. При движении над подстилающей поверхностью возникает динамическая воздушная подушка, которая увеличивает подъемную силу, действующую на крыло. Впервые летчики столкнулись с явлением «влияния земли» в двадцатых, и тогда это нередко становилось причиной авиакатастроф при взлете и посадке.

Использующие преимущества экранного эффекта летательные аппараты создавались на стыке авиа- и кораблестроения. Г. Ф. Петров в книге «Гидросамолеты и экранопланы России» пишет, что теоретические и практические разработки в СССР в этом направлении велись с тридцатых годов, однако действующие экранопланы были построены только через 30 лет. Автор первых моделей, конструктор Ростислав Алексеев, отталкивался от своих более ранних проектов судов на подводных крыльях.

Новинкой заинтересовались адмиралы советского флота. Одним из достоинств экранопланов, позволяющим использовать их в военных целях, является малая заметность на радарах. Она связана с тем, что аппараты поднимаются на высоту лишь нескольких метров. При этом, в отличие от кораблей, экранопланы могут без повреждений миновать скопления плавучих мин. Они легко перемещаются над водой и льдом, а в случае необходимости способны пролетать и над сушей.

Наследник «Каспийского Монстра»

Тяжелый ударный экраноплан «Лунь», разработанный в нижегородском Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях, совершил первый полет в 1987 году. Строился он 3 года. В. А. Апальков в справочнике «Малые ракетные корабли и катера» говорит о том, что непосредственным предшественником «Луня» был «Каспийский Монстр» (так в ЦРУ расшифровали аббревиатуру КМ-6) — корабль весом 544 т, испытания которого проводились в акватории Каспийского моря. Экраноплан «Лунь» отличала меньшая масса — 380 т при размахе крыла в 44 м. Для него был разработан автопилот «Смена-3», стабилизирующий положение аппарата в воздухе. Но главной особенностью «Луня» была способность нести до 8 противокорабельных ракет «Москит». При этом он развивал скорость до 463 км/ч — в 10 раз больше, чем у стандартных кораблей. Это давало возможность быстро доставлять ракеты на расстояние, достаточное для эффективного поражения противника. Основной целью боевого экраноплана были авианосцы.

Судьба «Луня»

Экраноплан «Лунь» был построен в единственном экземпляре, хотя изначально предполагалось, что он будет первым в серии из восьми летательных аппаратов. Второе судно проекта 903 начало строиться, но после распада СССР оказалось не нужным. Предполагалось перепрофилировать его в спасательный корабль-госпиталь, способный принять на борт до 500 человек. Однако в итоге экраноплан-«дублер» так и не был достроен, хотя работы были выполнены на 75%.

Испытания же первого «Луня», которые проводились в Каспийске, закончились в 1990 году, еще год длилась опытная эксплуатация. Несколько лет ракетоносец, управляемый экипажем из 10 человек, числился в составе 236-го дивизиона кораблей-экранопланов Каспийской флотилии. Кроме него, в дивизионе имелось 3 транспортно-десантных экраноплана «Орленок». Однако в начале двухтысячных «Лунь» списали, сняв с него всю секретную электронику. Корпус экраноплана был захоронен в доке на заводе «Дагдизель».

С 1991 года экранопланостроение в России долгое время не развивалось. В 2009-2010 годах стало известно о планах нескольких частных компаний по реконструкции имеющихся проектов с использованием современных цифровых технологий. Однако представители Минобороны в 2011 году заявили, что в ближайшие десятилетия не намерены финансировать разработку и постройку экранопланов. «Смелые» проекты советской эпохи российские военные охарактеризовали как «иллюзии», имея в виду, очевидно, большую уязвимость экранопланов в условиях реальных боевых столкновений на море.