Имя Дмитрия Плетнёва в первой половине XX века было хорошо известно в медицинских кругах не только Советского Союза, но и далеко за его пределами. Правда, талант и вклад в науку оказались плохими помощниками в то беспокойное время. Вскоре гениального врача сделали ответственным за смерть Максима Горького.
Свет в конце тоннеля
Плетнёв, родившийся в дворянской семье, получил блестящее образование, благодаря которому и смог стать одним из лучших в стране терапевтов. Кроме того, он читал лекции в университете, которые студенты могли слушать часами. Такие способности позволили Плетнёву стать лечащим врачом Владимира Ленина, Надежды Крупской, Максима Горького и многих других видных политических деятелей Советского Союза.
В 1933 году Дмитрий Дмитриевич сумел пролоббировать открытие научного института функциональной диагностики и экспериментальной терапии. Он стал заниматься научной работой ещё активнее, за что и был признан заслуженным деятелем науки и ударником здравоохранения. Доктор также возглавил Московское терапевтическое общество и входил в совет Наркомздрава.
Почёта, уважения и занимаемых постов Плетнёву, видимо, оказалось недостаточным, а поэтому он ответил согласием на предложение занять должность в Лечсанупре Кремля. Так доктор и «влип». Через некоторое время он стал одним из фигурантов дела о «медицинских убийствах». Якобы Плетнёв принимал активное участие в ликвидации людей по прямому указанию экс-наркома внутренних дел Генриха Ягоды. Одной из жертв врача и стал Максим Горький.
Выгодный убийца
Безупречная репутация медспециалиста плохо укладывалась в рамки обвинения. Нужно было срочно очернить врача. И вот в одном из июньских номеров газеты «Правда» за 1937 год вышла статья, в которой пациентка описывает Плетнёва как садиста и извращенца. Тут же уважаемый профессор превратился в «позор советской медицины».
В 1938 году Дмитрий Дмитриевич всё-таки дал признательные показания. Медик рассказал, что Ягода прямо предложил ему «воспользоваться положением лечащего врача» и «ускорить смерть Горького» при помощи неправильного лечения. Правда, позже он заявил — признание было выбито. Пытки доктор терпел на протяжении трёх месяцев, но после того как половина тела оказалась парализована, уступил натиску.
Известно, что Горький мешал Иосифу Сталину, а поэтому его вполне могли отравить как раз по приказу «отца народов». Если это действительно так, то Плетнёва можно запросто стать «назначенным убийцей». Учитывая прямые контакты врача и пациента, сделать его виновным оказалось проще простого.
В 1941 году доктора медицины расстреляли под Орлом, а реабилитировали только в 1985 году. В наши дни имя Плетнёва носит клиническая больница в Москве.