21/10/19

Убийства поляков в Канюкай и Налибоках: почему в них обвиняют советских партизан

Литовско-белорусское пограничье издавна является территорией компактного проживания крупной польской общины. В годы Великой Отечественной войны местные поляки нередко становились жертвами не только немецких оккупантов, но и советских партизан.

Трагедия в Налибоках

Деревня Налибоки, где веками бок о бок жили белорусы и поляки, во время немецкой оккупации стала опорным пунктом польской Армии Крайовой. Участники этого подпольного формирования боролись за восстановление Польской Республики в границах 1939 года. Между тем, рядом, в Налибокской пуще, действовали и советские партизаны – бригада имени Сталина под командованием Павла Гулевича, а также группы «Большевик», «Дзержинский» и «Суворов».

Как вспоминала одна из местных жительниц, на партизан давило центральное московское руководство, требуя от них активных действий. Те попытались договориться с поляками, чтобы совместно провести фиктивную карательную акцию для отчётности. Поначалу всё шло по плану, но когда 8 мая 1943 года советские партизаны появились в окрестностях деревни, между ними и польской самообороной внезапно завязалась перестрелка. Вслед за этим партизаны вошли в деревню и начали убивать всех мужчин, заподозренных в сотрудничестве с Армией Крайовой.

Жертвами расправы стали 128 человек (в т.ч. 3 женщины и ребёнок 10 лет). Нападавшие сожгли часть домов, а также школу, почту и церковь. Кроме того, они не упустили случая пополнить запасы провизии, угнав из деревни скот – 100 коров и 70 лошадей. Неизвестно, под каким видом случившееся было подано в отчётности, есть основания сомневаться, что командир Гулевич был серьёзно наказан за свои действия. Армию Крайову и её пособников в Москве не жаловали.

Добавим, что предметом ожесточённых дискуссий является вопрос об участии в данной акции еврейских партизан из отряда братьев Бельских (героев голливудского фильма «Вызов»). В настоящее время в Налибоках установлен единственный в Белоруссии памятник жертвам насилия со стороны партизан.

Убийство в Канюкай

Похожим образом развивались события в селе Канюкай (ныне Шальчининкский район Литвы). В советской историографии этот населённый пункт упоминался, как правило, в связи с расстрелом гитлеровцами партизанки Марите Мельникайте. Однако внимание историков и правоохранителей независимой Литвы больше заинтересовала другая трагедия, которую замалчивали при коммунистическом режиме. В 2008 году литовская прокуратура начала расследование «массового убийства гражданского населения советскими партизанами». Как удалось выяснить, 29 апреля 1944 года в Канюкай вошла группа из 120-150 партизан. Командиром отряда был Генрих Зиман, известный под кличкой «Юргис» (до войны он был редактором журнала «Штралн» на языке идиш, а также литовской версии газеты «Правда»).

Обвинив проживавших в селе поляков в сотрудничестве с немцами, партизаны устроили расправу, жертвами которой стали 24 взрослых и 22 ребёнка (по другим данным общее количеств погибших – 38 человек). Почти все дома в Канюкай выгорели (из 22 изб целыми осталось лишь 5).

По одной из версий, причиной массового убийства действительно был коллаборационизм. Командир отряда, совершавшего рейд против гитлеровцев, не сдержал гнева, когда со стороны Канюкай по ним открыли огонь. Кроме того, жители деревни, как рассказывала партизанка Сара Гинайте, пытались позвать на помощь полицаев и немцев. Однако, как следует со слов прокурора отдела спецрасследований Римвидаса Валентукявичюса, партизаны просто потребовали у селян еду, а те отказались её отдать.

Версия вполне правдоподобная: согласно отчётам советского НКВД, многие партизанские отряды действительно промышляли грабежами. Необычной оказалась лишь степень жестокости по отношению к мирному населению. Согласно воспоминаниям подпольщицы Ружки Корчак, убийство женщин и детей вызывало неприятие даже среди самих партизан.

Примечательно, что расследование 2008 года почти не привлекло внимания в России, но нашло отклик в Израиле. Центр им. Симона Визенталя заявил тогда, что литовские правоохранители «начали кампанию с целью дискредитации участников еврейского движения сопротивления».