«Убрали 6000 лишних деталей»: почему тридцатьчетвёрка в 1945 году подешевела в 2 раза

Немецкие и советские танковые школы долгое время оставались предметом споров из-за стоимости техники, выбора двигателей, маневренности. А недавно обнародованные Министерством обороны цифры относительно колоссального удешевления, по сравнению с первоначальной стоимостью, легендарного Т-34 к концу войны  вновь всколыхнули интерес к одной из самых неоднозначных боевых машин.

От сложного к простому

В военные годы весь груз производства танков в СССР пришелся на четыре эвакуированных на Урал завода, включая Уралвагонзавод. В условиях чрезвычайной ситуации пришлось задействовать все предвоенные разработки, а также учиться работать с «фордовским» поточно-конвейерным производством, ранее использовавшимся лишь в автотракторной промышленности.

В интервью для радио «Эхо Москвы» руководитель департамента финансового обеспечения Минобороны Евгений Пронский раскрыл архивную информацию о стоимости танка Т-34, которая в 1941 году составляла 269 тысяч рублей, а к 1945 году снизилась до 135 тысяч. Создатель танка А.А. Морозов в своих воспоминаниях «Танки и люди» рассказывает о попытках без ущерба для функциональности приспособить его конструкцию к массовому выпуску, избавив от всего «лишнего и случайного».

Помимо оптимизации самого процесса сборки, простота машины позволила бы организовать выпуск танков даже на тех заводах, которые ранее не занимались производством военной и тяжелой техники.

Преображение Т-34

Изменения коснулись 770 деталей и полностью лишили танк 1265 элементов. В общей же сложности к концу 1942 года инженеры и конструкторы убрали у Т-34 более 6 тысяч деталей, одновременно стараясь сократить номенклатуру крепежа как минимум на четверть, заменив дефицитные материалы на более доступные. Так, бронзовые втулки в подвесках заменяли чугунными, кованым балансирам предпочитали штампованные, а вместо импортных подшипников удалось применить отечественные изделия, нарезанные из заготовок торсионов. Такая адаптация сократила трудоемкость изготовления одного танка с 23,5 тысячи нормочасов до 9 тысяч.

Эти меры позволили государству сэкономить около 50 млрд рублей и выпускать намного больше Т-34 по сравнению с тяжелой немецкой техникой. В книге М.Н. Свирина «Артиллерийское вооружение советских танков 1940 – 1945» можно найти определенные сомнения относительно качества советских машин. Но даже при уменьшении толщины брони и наличии некоторых «наспех подогнанных деталей», как пишет автор, все действительно важные узлы проходили строгий контроль и изготавливались с высочайшим качеством.

В немалой степени Т-34 удешевлял более простой и экономичный дизельный двигатель в противовес исключительно бензиновой технике немецких войск. Так, на нацистских «Тиграх» стояли непрактичные и очень дорогие бензиновые моторы, поэтому при всей их мощи они были выпущены в количестве 1,4 тысячи экземпляров. Тогда как заводы СССР, как с гордостью пишет Жаркой Ф.М. в книге «Танковый марш», к концу войны могли похвастаться 30-ти тысячным тиражом Т-34.

Аналогичная ситуация прослеживалась и в производстве оружия и самолетов. К примеру, Ил-4 подешевел с 800 до 380 тысяч рублей за счет того, что часть алюминиевых деталей заменили на деревянные. А отсутствие высокопрочных легированных сталей при широком применении штамповки позволило снизить стоимость пистолета-пулемета Шпагина с 500 до 148 рублей.

Именно нестандартные экономические решения, рационализация, новаторские меры по реализации производственных задач помогли Советскому Союзу не только выстоять, но и сформировать базу для экономического и инновационного рывка по окончании военных действий.