Между морем и горами
Земли убыхов простирались вдоль черноморского побережья, между реками Шахе и Мзымта — там, где сегодня раскинулся Большой Сочи. Они делились на три общества: убыхи (между Хостой и Шахе), Вардане (между Сочи и Сюепсе) и Саше (между Сочи и Хостой). Последние слыли самыми воинственными.
Язык убыхов уникален: в нем было 84 согласных и всего 2 гласных звука. Для сравнения: в русском — около 40 фонем. Лингвисты до сих пор изучают записи последних носителей этого невероятного языка.
Жили убыхи рыболовством, скотоводством, бортничеством, садоводством. Активно торговали с Османской империей. Главным товаром были... рабы. Убыхи захватывали пленных в стычках с соседями и продавали их туркам. На каждые 10 свободных убыхов приходилось 3 раба — это был самый высокий показатель на Кавказе. С турками их связывала и религия: убыхи приняли ислам, но сохранили языческие обряды и следы греческого христианства.
Храбрецы, которых боялись
В Кавказской войне (1817–1864) убыхи проявили себя как самые отчаянные бойцы. Они не просто сражались — они вели за собой другие горские племена.
Знаковым эпизодом стал штурм Навагинского укрепления в низовьях Сочи весной 1836 года. Русский форт защищали 8 офицеров и около 300 солдат. В ночь на 28 сентября 1840 года крупный отряд убыхов внезапно атаковал крепость. Защитники понесли тяжелые потери, погиб начальник гарнизона капитан Подгурский. Полностью овладеть укреплением убыхам не удалось — подоспели подкрепления. Но сам факт дерзкой атаки на хорошо укрепленный форт говорил о многом.
После этого убыхи перешли к тактике нападений на коммуникации, не давая покоя русским войскам.
Отчаянное сопротивление
Воинственные и свободолюбивые убыхи, не смирились с положением дел даже тогда, когда пришло известие о пленении имама Шамиля и капитуляции Магомед-Эмина.
Поддерживаемые и подталкиваемые инструкторами из Османской империи, убыхи неистово сопротивлялись русским силам, многократно превосходившим их в числе.
В начале лета 1861 года по инициативе убыхского вождя Хаджи Керантуха Берзека недалеко от Сочи был собран меджлис «Великое и свободное заседание», куда вошли также представители западноабхазских обществ и абадзехи, не желавшие капитулировать перед российской армией.
Совместными усилиями в долине реки Псахе они построили здания мечети, меджлиса и суда, и поставили цель реконструировать тип общественного управления на основе шариата, которого придерживался Магомед-Эмин.
Непокорным горцам казалось, что им удастся создать отдельное кавказское государство и установить на подконтрольной им территории свои законы. Однако усталость местного населения от войны, желание жить мирной жизнью, а также завоевание русской армией Дагестана, перечеркнули их планы.
Ультиматум
Переброшенные на Западный Кавказ дополнительные войска сделали сопротивление убыхов бессмысленным.
В 1864 году убыхам был выдвинут ультиматум, предлагавший им либо переселиться с прибрежной полосы Чёрного моря в предгорья Кавказа, либо эмигрировать в Османскую империю.
"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина
Причина подобного жёсткого требования заключалась в том, что не желавшие идти на компромисс убыхи представляли угрозу для безопасности Российской империи. Дело в том, что Россия, после поражения в Крымской войне 1853—1856 годов лишилась возможности держать укрепления и военный флот на черноморском побережье, а присутствие на данной территории нелояльного к правительству населения таило в себе много опасностей.
Нестабильная ситуация в регионе была выгодна прежде всего вечно разыгрывавшим «черкесскую карту» западным державам, а также соседней Турции, всегда покушавшейся на российские территории.
Переселение
Оказавшись перед сложным выбором, убыхи предпочли переселению в кубанские степи мухаджирство – массовый переезд в Османскую империю.
Этому решению способствовал ряд факторов. Во-первых, убыхи не желали жить бок о бок со своими злейшими врагами казаками и крестьянами. Во-вторых, горцы не представляли своё существование вне гор и привычного уклада. В-третьих, их не радовала перспектива уплаты налога в российскую казну. В-четвёртых, убыхи не хотели, чтобы на них распространялась воинская повинность, и хотя центральная власть обещала, что они не будут привлечены к несению службы в качестве казаков и солдат, горцы не верили эти заверениям.
Депортация убыхов была проведена в кратчайшие сроки. Всего за три недели южный склон Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста покинуло от 50 до 70 тысяч убыхов.
В Османской империи, те, кто не погиб в пути, были расселены на значительной территории от Сирии до Мраморного моря и Балкан. Таким образом, убыхов лишили возможности компактного проживания в рамках своего народа. Оказавшись в турецком окружении убыхские семьи постепенно стали жертвами ассимиляции. Желая скорее интегрироваться в новое общество, они утратили свою национальную идентичность и язык, прекратив существование как этнос.
