Наверное, почти каждый, кто хоть раз задумывался о том, как совершаются научные открытия, представлял себе гения-одиночку, долгие годы сосредоточенно работающего в своей лаборатории. Однако новое масштабное исследование биографии нобелевских лауреатов, проведенное экономистами из США и Объединенных Арабских Эмиратов, предлагает неожиданный взгляд на этот процесс.
“Ученые-путешественники”
Исследовательская группа проанализировала биографии лауреатов Нобелевской премии по химии, медицине и физике за более чем столетний период. Полученные результаты выявили отчетливую закономерность: ученые, которые переезжали в новую научную локацию примерно каждые два года, в среднем начинали свои исследования, удостоенные Нобелевской премии, на два года раньше, чем их "оседлые" коллеги. Даже менее частые переезды, примерно раз в пять лет, приносили ощутимый "бонус" во времени – начало прорывной работы сдвигалось в среднем на восемь месяцев.
Эффект совмещения
Особенно впечатляющий эффект наблюдался у тех ученых, которые не просто меняли место работы, а активно поддерживали связи и одновременно вели исследования в нескольких научных центрах. Например, физики, которые совмещали преподавательскую деятельность в университете с участием в экспериментах в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН), начинали свои знаковые проекты, принесшие им Нобелевскую премию, в среднем на 2,6 года раньше своих коллег, сосредоточенных на работе в одном учреждении.
Объяснение феномена
Профессор Брюс Вайнберг из Университета Огайо, один из соавторов исследования, объясняет этот феномен действием механизма, который он назвал "интеллектуальным кроссингом". Когда ученый погружается в различные научные сообщества, он неизбежно сталкивается с альтернативными подходами к решению проблем, новыми теоретическими рамками, неочевидными методологиями и свежими взглядами на одни и те же вопросы. Это погружение в разнообразную интеллектуальную среду позволяет специалисту комбинировать идеи, подходы и знания, полученные из разных областей и научных школ, что зачастую приводит к возникновению совершенно новых, революционных идей и открытий, которые попросту не могли бы возникнуть в рамках одной, пусть даже очень сильной, научной школы.
Закостенелое мышление
Интересно, что исследование также выявило потенциальный "обратный эффект" от долгого пребывания в одних и тех же научных центрах, даже в таких традиционно считающихся высокопродуктивными "научных кластерах", как Кембридж или Силиконовая долина. По мнению исследователей, после многих лет работы в одном и том же кругу коллег, с одними и теми же устоявшимися подходами, мышление ученых может становиться более предсказуемым и рутинным, что, парадоксальным образом, затрудняет возникновение по-настоящему прорывных идей, требующих нестандартного взгляда на проблему.

