Без сомнения, Григория Распутина считали самой темной, зловещей и загадочной фигурой в России начала XX века. «Старец» и целитель для царской семьи, абсолютному большинству представителей высшего общества он представлялся лишь ловким шарлатаном от крестьянства, пьяницей-развратником и хлыстом – участником внецерковной секты. Едва только появившись при императорском дворе, выходец из Тобольской губернии начал получать угрозы.
Враги Распутина
Добившись необычайно высокого положения и, самое главное, полного расположения императрицы Александры Федоровны, Распутин, конечно, прекрасно осознавал все риски. Его всей душой ненавидел дядя Николая II, великий князь Николай Михайлович и председатель Государственной думы Михаил Родзянко, называвший прозорливца «отвратительным сектантом» и «развратным мужиком». Уцелеть, имея столь высокопоставленных врагов, было, конечно, невероятно сложно.
Поэтому неудивительно, что еще до легендарной расправы на Мойке, учиненной во дворце Феликса Юсупова самим хозяином при содействии великого князя Дмитрия Павловича и депутата Владимира Пуришкевича в ночь на 30 декабря 1916 года по григорианскому календарю, Распутин пережил несколько покушений. Самое известное произошло 12 июля 1914 года в Покровском, когда будучи на время удален из Петербурга под давлением своих недругов, «старец» приехал в родное село на побывку.
«Кишки выступали через рану»
Ради убийства Распутина некая Хиония Гусева специально прибыла из Царицына, предварительно купив у «неизвестного черкеса или армянина» остро заточенный кинжал. Около двух недель женщина выслеживала свою жертву, пока, наконец, не улучила момент для рокового удара.
«Гусева его поджидала и подошла со словами: "Григорий Ефимович, подай Бога ради милостыньку". Распутин начал искать в своем кошельке монету. В этот момент Гусева ударила Распутина в живот спрятанным под платком ножом, писал в своих мемуарах личный секретарь прозорливца, Арон Симанович. Так как на Распутине была одета лишь рубашка, то нож глубоко вонзился в тело. С распоротым животом, Распутин побежал к дому. Кишки выступали через рану, и он держал их руками. Гусева бежала за ним, намереваясь ударить его еще раз. Но Распутин был еще в силах подобрать полено и выбить нож у Гусевой из рук. Ее окружили прибежавшие на крики люди и изрядно избили».
«Вчера днем, после обеда, увидела Григория Распутина; он шел домой, и я повстречала его у ворот; под шалью у меня был спрятан кинжал. Ему я не кланялась. Один раз его этим кинжалом ударила в живот, после чего Распутин отбежал от меня. Я за ним бросилась, чтобы нанести смертельный удар, но он схватил лежащую на земле оглоблю и ею ударил меня по голове, отчего я тотчас упала на землю», – рассказывала Гусева на допросе.
Итак, попытка провалилась: исполнительницу схватили подоспевшие очевидцы, караулившие ее затем до прибытия полицейских, а нанесенная рана оказалась хоть и опасной, но не смертельной – Распутин выжил. Правда, месяц ему пришлось провести в тюменском госпитале.
Февральская революция освободила Гусеву из лечебницы для душевнобольных. Уже при советской власти, в 1919 году, она попыталась убить патриарха Тихона на паперти храма Христа Спасителя. И вновь неудачно.
Под охраной полиции
Сам Распутин называл организатором покушения иеромонаха-черносотенца Илиодора, с которым он изначально находился в добрых отношениях, но потом вдрызг разругался и даже как-то раз вступил в драку. Это был крайне мутный персонаж, тоже искавший расположения императора и высших сановников. Победа в конфликте осталась за Распутиным. Илиодора лишили сана и обвинили в «кощунстве, богохульстве, оскорблении его величества и образовании преступного сообщества».
Зачастую Распутин, что называется, нарывался сам, наживая себе недоброжелателей буквально на пустом месте. Ему мечтали отомстить в том числе обманутые мужья, чьих жен «старец» совратил самым бесцеремонным образом. Поэтому для охраны Распутина была организована специальная служба. Агенты полиции круглосуточно дежурили возле его дома, близко не подпуская никого подозрительного. Охранники неизменно следовали за ним повсюду.
«Во время ночных попоек Распутина часто происходили всякие недоразумения и столкновения. Они всегда заканчивались гладко, но только благодаря мною уже заранее предпринятым мерам предосторожности», — вспоминал Симанович.
Неудавшиеся покушения
В книге Олега Жиганкова «Григорий Распутин: правда и ложь» повторяется достаточно распространенное предположение о том, что заказчиками покушения в Покровском являлись великий князь Николай Николаевич и шеф жандармского корпуса Владимир Джунковский.
В другой раз к Распутину ворвались пьяные офицеры, начитавшиеся о нем разоблачительных статей. Ледяное спокойствие «старца» смутило их. Распутин как ни в чем не бывало остался сидеть на стуле в центре комнаты и не допускающим возражений тоном велел им убираться восвояси. Осознав, что испугать «прохиндея» внезапным вторжением не удалось, офицеры спешно ретировались.
Однажды к Распутину под видом просительницы пришла на прием таинственная незнакомка. Как рассказывала годы спустя дочь провидца, Матрена, ее отец сразу разгадал истинную цель визита и, сблизившись с гостьей, указал на ее правую руку: «Я знаю, что у тебя там».
В этой ситуации Распутин вновь повел себя совсем не так, как он него ждали. Женщина растерялась, вытащила из муфты револьвер и покорно отдала его триумфатору психологической «схватки».
Трагическая развязка
«Однажды утром мы провожали Распутина с одной попойки в "Вилле Родэ" домой, — рассказывал Симанович. — На Каменноостровском проспекте были брошены несколько больших поленьев дров перед нашим автомобилем с целью вызвать катастрофу. К счастью, шофер обладал достаточным присутствием духа и свернул машину в сторону. При этом переехали одну крестьянку. Покушавшиеся бежали».
По мнению секретаря, и эту ловушку подстроил монах-расстрига Илиодор.
О других попытках избавить Россию от Распутина сохранились отрывочные сведения. Целителя сбивали на автомобиле, пытались сбросить со скалы и утопить в море, подстерегали в подворотне, присылали ему отравленные продукты. Всякий раз удача оказывалась на стороне «старца».
Однако везение не могло длиться вечно. Но даже знаменитым убийцам Распутина пришлось всерьез постараться, чтобы осуществить задуманное. Юсупов, Пуришкевич и великий князь Дмитрий Павлович, как известно, после неудачной попытки отравить целителя цианистым калием стреляли в него из пистолета, – но и пули не умертвили, а лишь на время вывели Распутина из строя. Как показало медицинское освидетельствование трупа, любимец царской семьи отошел в мир иной, захлебнувшись в студеных водах Малой Невки, куда был выброшен в бессознательном состоянии. А Николай II, как и предсказывал «старец», после его кончины не продержался на троне и трех месяцев.