Известный фотокорреспондент Виктор Тёмин, автор легендарного снимка поверженного Рейхстага, действительно самовольно воспользовался самолётом Георгия Жукова от имени маршала. Жуков был в ярости: поначалу он даже хотел расстрелять Тёмина. Однако, узнав о том, ради чего фотограф пошёл на столь отчаянный шаг, военачальник сменил гнев на милость.
Тайна знаменитого снимка
Как утверждает Владимир Никитин, автор книги «Рассказы о фотографах и фотографиях», авторство снимка поверженного Рейхстага, над которым развевается Знамя Победы, действительно принадлежит Виктору Антоновичу Тёмину. Снимок, обошедший всю мировую прессу, Тёмин сделал с борта летящего над горящим Берлином самолёта. Это эпохальное событие произошло 1 мая 1945 года. Однако на обороте снимка Виктор Антонович почему-то указал 2 мая. И это далеко не единственная загадка теперь уже легендарной фотографии.
Так, Григорий Киселёв в издании «Неудобная правда о взятии Рейхстага. Поиск, исследование, реконструкция» пишет о том, что никакого флага в тот день над Рейхстагом на самом деле не было. Данный факт выяснился при проявке пленки. Тем не менее в газете «Правда» 3 мая 1945 года снимок Тёмина вышел с развивающимся стягом. На то, что над снимком поработали ретушёры, а может быть, и сам Виктор Тёмин, указывают и нарушенные законы перспективы: в масштабе снятого с воздуха здания флаг должен был выглядеть всего лишь как крохотная капля.
Полёт на «Дугласе»
Между тем Виктор Тёмин, впрочем, как и лётчик, продолжал настаивать на том, что в тот день он действительно видел флаги над Рейхстагом. Возможно, что Тёмин и вправду в это верил, иначе зачем ему было так рисковать? Дело в том, что корреспондент угнал самолёт Георгия Жукова. Опытный репортёр сразу понял, что его фотография с поверженным Рейхстагом станет настоящей сенсацией. Однако для этого требовалось в срочном порядке доставить плёнку в Москву. И Тёмин не придумал ничего лучше, чем явиться на один из берлинских аэродромов.
Если верить Дмитрию Квоку, автору книги «Год рождения – двадцать четвёртый», в тот момент там находился самолёт Георгия Жукова. Недолго думая, Виктор Тёмин обратился к личному пилоту маршала и заверил его в том, что у него имеется поручение о скорейшей доставке фотоснимков со знаменем на Рейхстаге для вручения их Сталину. По одной из версий, Жуков и вправду разрешил Тёмину «прокатиться» на своём «Дугласе», но только до польского городка Жешува. Но, когда самолёт оказался на месте, фотограф соврал пилоту: мол, Жуков разрешил лететь до Москвы.
Орден вместо расстрела
В привычном смысле назвать угоном поступок Виктора Тёмина, конечно, нельзя. Однако, как справедливо отмечает Д. И. Ортенберг в своей книге «Фронтовые дни и ночи», ни лётчик, ни тем более фотокорреспондент не знали нужного пароля и разрешения на пересечение границы Советского Союза, а потому рисковали быть обстрелянными нашей собственной зенитной артиллерией. Впрочем, приземлился «Дуглас» вполне благополучно. А вот Георгий Жуков был в ярости. Николай Ямской, автор издания «Кто брал Рейхстаг», утверждает, что маршал велел арестовать Тёмина. А Александр Нилин в своей книге «Станция Переделкино» пишет о том, что Жуков вообще хотел расстрелять Виктора Антоновича.
Между тем ни того ни другого не произошло. Зная крутой, но отходчивый нрав маршала, Тёмин решил залечь на дно и первое время не попадаться разгневанному военачальнику на глаза. Выдержав паузу, Виктор Антонович сам пришёл на приём к Жукову и молча положил перед ним выпуск газеты «Правда» с известным снимком. Как пишет Григорий Киселев со ссылкой на слова самого Тёмина, Жуков вдруг просветлел и сказал, что за такую работу журналист достоин звания Героя Советского Союза. А за угон самолёта, как выразился Феликс Чуев, автор книги «Солдаты империи», Виктор Тёмин вместо расстрела получил орден Красной Звезды.