18/01/19

Угольный конфликт: гражданская война, о которой молчат власти США

Даже в США мало кто знает о серии масштабных выступлений рабочих-горняков, произошедших в 1921 году и получивших название «угольные войны». Об этом не снимают кассовое кино, однако это одно из наиболее крупных выступлений гражданского населения после войны Севера с Югом. Для подавления рабочих даже была применена военная авиация.

Битва у горы Блэр также стала самым крупным военным столкновением на территории США после окончания гражданской войны. Со стороны шахтеров участвовало около 10 тыс. человек. Представителей местной и федеральной властей насчитывалось более трех тысяч. Были подтянуты воинские соединения, так как полиция уже не справлялась.

Угольные проблемы

Проблемы в угольной отрасли США начались в конце XIX века, когда рынок стала завоевывать более дешевая и энергоемкая нефть.
Владельцы угольных кампаний, предчувствуя скорое разорение, старались выжать из своих шахт все что можно. Прибыль постепенно падала, перспективы отрасли были не самыми лучшими, и все же шахты продолжали приносить деньги. Стараясь заработать побольше, кампании постоянно снижали шахтерам заработную плату и, пользуясь несовершенным трудовым законодательством, фактически порабощали горняков.

Местные власти вывели шахтерские поселки из подчинения штатов и сделали самостоятельными административными единицами, находившимися в подчинении у частных фирм. Магазины в этих поселках могла держать только угольная компания, и продукты там продавались по завышенным ценам. Кроме того, во многих случаях зарплаты выдавали не долларами, а купонами, которые принимали только в этих магазинах. Дома тоже принадлежали компании, как и любые ресурсы, товары и услуги, находившиеся в пределах поселка. Были свои правила, комендантский час и даже внутренняя полиция, состоявшая из охранников нанятых, чтобы подавлять недовольство.
Под таким давлением и действием набиравших популярность социалистических учений шахтеры стали объединяться в профсоюзы. Начались стычки с бойцами детективных агентств, которые действовали подобно современным частным военным компаниям.

Первый крупный эпизод датируется 19 мая 1920 года. В городе Мэтуон, что в Западной Виргинии, произошла перестрелка шахтеров с детективами агентства «Болдуин-Фелтс», названного по фамилии братьев-основателей. Поводом стало массовое выселение шахтерских семей после требования горняков поднять зарплату. Погибло десять человек — семеро детективов и трое горожан. Это кровавое событие экранизировано в 1987 году в фильме «Бойня в Мэтуоне».
Этот бой обострил и без того плохие отношения между рабочими и угольной компанией «Stone Mountain Coal Company». В профсоюз начало вступать все больше народа, настроение горняков стало более радикальным. Очередной провокацией, а отчасти и местью за убитых коллег и братьев стал расстрел детективами «Болдуин-Фелтс» шерифа Мэтуона Сида Хэтфилда и его друга. Убийство произошло прямо на глазах родных.

После этого случая горняки стали вооружаться и организовали патрулирование местности вокруг своих поселков для отлова провокаторов и диверсантов.

Поход на Логан

Как пишет Чак Киндер в книге «Последний горный танцор», 7 августа 1921 года лидеры профсоюза провели митинг у Капитолия штата в Чарльстоне. Губернатору штата был вручен список с требованиями шахтеров, но он отверг все пункты, что вызвало всеобщее недовольство.

20 августа собралось около 13 тыс. шахтеров, которые направились в город Логан, чтобы освободить своих товарищей, находившихся под арестом. Местный шериф Дон Чафин в это время готовил оборону. При финансировании «Ассоциации угледобытчиков» округа Логан он нанял и вооружил около двух тысяч человек и укрепился на господствующей над городом высоте — горе Блэр.
24 августа примерно пять тысяч шахтеров перешли горный перевал и оказались поблизости от Логана. Несмотря на мощную частную армию, сформированную шерифом, губернатор штата вызвал правительственные войска. Президент США Уоррен Хардинг послал представителя для переговоров с шахтерами.

Федеральные власти заняли сторону угольных компаний: шахтерам было объявлено, что их выступление приравнивается к государственной измене и будет подавлено соответствующим образом. Многие протестующие решили не продолжать конфликт и вернуться обратно в поселки. Однако транспорт, отправленный для их переправки обратно к местам работы, опоздал более чем на сутки. Пока рабочие ждали, произошла еще одна стычка с полицией, в ходе которой было убито двое шахтеров. Почти усмиренный гнев рабочих вспыхнул с новой силой, и они опять двинулись к горе Блэр, на которой окопался местный шериф с нанятыми бойцами.
Шахтеры предприняли несколько попыток выбить их оттуда. В течение трех дней шли перестрелки. Около сотни рабочих было убито и еще несколько сотен ранено. Ассоциация угольных компаний наняла частные аэропланы для бомбардировки позиций шахтеров, а когда это не возымело эффекта, президент Уоррен Хардинг отправил в Логан федеральные войска и самолеты. Перед таким натиском бунтующие горняки не могли устоять.

Профсоюзный лидер Билл Близзард призвал рабочих спрятать оружие и малыми группами незаметно выбираться из западни, устроенной правительством и угледобывающими компаниями. Исследователи и по сей день находят в тех местах ружья и боеприпасы, спрятанные в расщелинах скал и дуплах деревьев.

Суды над шахтерами

После боя у горы Блэр начались масштабные преследования шахтеров. Более 1200 рабочих попали под суд по обвинению в убийстве, покушении на убийство или измену Родине. Большую часть приговорили к тюремным срокам, лишь единицы были оправданы. Оправдан был и руководитель профсоюза Билл Близзард, хотя его считали главнокомандующим шахтерской армией и предъявляли самые серьезные обвинения. Но адвокаты Близзарда сумели убедить присяжных в особой жестокости угольных компаний и властей, продемонстрировав неразорвавшиеся авиабомбы.

После этого протестное движение горняков затухло. Численность профсоюза снизилась в пять раз, и крупных выступлений больше не было. Однако информация о выступлениях шахтеров широко распространилась в США. Это способствовало укреплению профсоюзов в других штатах и в целом настроило общественное мнение более лояльно к проблемам трудящихся.