Став первым секретарем обкома партии, Борис Ельцин получил необычное и секретное поручение, до сих пор ставящее историков в тупик.
Гримаса истории
Западные антисоветские течения в своей пропагандистской деятельности не единожды обращались к семье Романовых. В том числе было замечено чрезмерное внимание к дому Ипатьева в Екатеринбурге, связанному с одной из самых интригующих тайн в отечественной истории. Парадоксально, что именно в Ипатьевском монастыре под Костромой был призван на трон Михаил Романов, начавший новую эпоху, положившую конец Смутному времени. Спустя три века в одноименном особняке царская династия прекратила свое существование. Это место в период 78-дневного пребывания в нем семьи Романовых именовали «ДОН», т.е. дом особого назначения.
Удивительное совпадение называют «гримасой истории». Временное правительство могло в любое время и в любом месте избавиться от Романовых, но в качестве тюрьмы им выбрали дом инженера Ипатьева в Екатеринбурге. Позже владелец говорил, что приобрел такой большой дом для размещения на нижнем этаже своей конторы по выполнению подрядных работ. Однако существует версия, что покупка была осуществлена намеренно для последующего убийства в нем царской семьи, получившего практически ритуальное значение. Версию подтверждает тот факт, что Ипатьев близко был знаком с одним из организаторов убийства – комиссаром Петром Войковым, чье имя получила одна из станций московского метрополитена. Сам Николай II заметил, что после выезда из Тобольска, куда первоначально была помещена царская семья, их повезли в специально приготовленный дом Ипатьева, хотя должны были отправить в Москву для проведения суда (дневниковые записи Романова Н., 1918 г).
Когда Свердловск, долгое время носивший статус закрытого города, стал доступен иностранным туристам, исторически дом стал сильно «мешать» правящей партии. После того, как 26 июля 1975 года секретная записка о необходимости сноса дома Ипатьева за подписью Андропова из КГБ была направлена в Политбюро, она была рассмотрена безотлагательно и одобрена единогласно.
Бельмо на глазу
Получив указание, Борис Ельцин, по его воспоминаниям, попросту не мог отказаться от его исполнения, страшась увольнения («Записки президента», Б.Н. Ельцин). Он только что стал первым секретарем обкома, фактически являлся «хозяином» Свердловска и не хотел выставлять себя в плохом свете. Поэтому вынужден был собрать технику и буквально за одну ночь разрушить до основания неугодный дом.
Вот только приказ о сносе Ипатьевского дома был подписан в 1975 году, а Ельцин выполнил его лишь в 1977 году. Если новый первый секретарь так боялся прекословить руководству, почему тянул с исполнением поручения два года?
Оказывается, получивший приказ первый секретарь свердловского обкома КПСС Яков Рябов не увидел в нем срочности и отложил снос до разработки плана реконструкции города. И его не только не уволили за ослушание, а, наоборот, назначили секретарем ЦК в Москве. Тогда как Ельцин, по мнению Рябова, попросту хотел выслужиться и не прогадал. После сноса дома Ипатьева энергичного партработника заметил Андропов, который, заняв пост генсека, вызвал его в столицу для формирования своей команды. Позже Рябов с сожалением признавал, что именно он «открыл» Бориса Ельцина, о чем страшно сожалеет, а также неоднократно называл его «разрушителем» (интервью Я. Рябова для «Свободной прессы», 2011 г).
После того, как в 2000 году Романовы были признаны Русской православной церковью «царственными страстотерпцами» и канонизированы, было решено построить на месте их гибели Храм-памятник на Крови. В настоящее время это действующий храм, функционирующий с 2003 года.