09/11/22

Уничтожение собственных кораблей русскими моряками: что это было на самом деле

За 325 лет своей истории Российский военно-морской флот знал и победоносные сражения, и дальние переходы, и великие открытия. Вместе с тем, пожалуй, ни в одной другой стране моряки так часто не топили собственные корабли. Почему же командование принимало подобные решения?

Захламить акваторию

Несколько раз в истории флота потопленные корабли использовались в качестве механического заграждения, чтобы преградить путь судам противника.

Во время Крымской войны судами Черноморского флота заблокировали Севастопольскую бухту, чтобы англичане и французы не прорвались на внутренний рейд. Спорное решение принял главнокомандующий войсками в Крыму, морской министр Александр Меншиков. Преградив вход в бухту, он рассчитывал защитить город от удара с моря и сосредоточиться на обороне против сухопутных сил врага. Многие офицеры были несогласны с идеей Меншикова, но линия главкома в итоге возобладала.

Семь кораблей разом были пущены на дно 11 сентября 1854-го года. Ещё несколько кораблей затопили в декабре того же года, когда буря разметала донный барьер.

Общий перечень судов, ушедших под воду в Севастопольской бухте, приводит доктор исторических наук Александр Окороков: «15 боевых кораблей, 7 фрегатов, 4 корвета, 8 бригов, 4 артиллерийских шхуны, 4 тендера, 2 яхты, 6 пароходофрегатов, 12 пароходов, 4 транспорта, 18 купеческих судов и 11 вспомогательных».

Командование не пожалело даже гордость отечественного флота – линейный корабль I ранга «Двенадцать апостолов», роскошь отделки которого соперничала с интерьерами императорских яхт.

Ещё 50 собственных судов царские адмиралы затопили по тем же соображениям в 1855 году в Керченском проливе. На дно ушли транспорты «Кодос», «Цемес», «Мамай» и другие.

Бесславную традицию продолжили в 1920 году белогвардейцы. Чтобы заблокировать Керченский пролив в районе мыса Еникале, они затопили  эскадренный броненосец «Ростислав», входивший в состав морских сил Юга России.

Не отдать врагу

Часто корабли уничтожали для того, чтобы они не попали в руки врага. В той же Севастопольской бухте остатки Черноморского флота нашли покой в августе 1855 года, когда русские войска уходили из города.

Ещё одной «жертвой» Крымской войны стал знаменитый фрегат «Паллада», «герой» одноименной книги писателя Ивана Гончарова. Хотя фрегат ходил вдали от Чёрного моря, англо-французские суда угрожали русским кораблям и на Тихом океане. Фрегат «Паллада» укрыли от неприятеля в бухте Константиновской в Татарском проливе, а в 1856 году он был затоплен.

Самым известным случаем «превентивного затопления» считается участь, постигшая корабли Черноморского флота в 1918 году. Они могли достаться немцам, оккупировавшим губернии южной России по условиям Брестского мира. Чтобы этого не произошло, Совнарком перебазировал часть судов из Крыма в Новороссийск. Но местный порт не был приспособлен к стоянке флота, а немцы в любой момент могли нагрянуть из Ростова-на-Дону.

Моряки получили секретное предписание Ленина и Троцкого, которые требовали «к 19 июня утопить весь флот на Новороссийском рейде». Но чтобы заручиться поддержкой команд, офицеры провели голосования о судьбе кораблей. В итоге 18 июня 1918 года на дно Цемесской бухты легли 15 судов. Расстрелявший их эскадренный миноносец «Керчь» ушёл к Туапсе, где был затоплен 19 июня.

Существуют конспирологические версии о том, что большевики утопили флот по договору с Антантой, чтобы ослабить Россию. Однако аналогичными действиями, напомним, не гнушались и белогвардейцы. В ноябре 1920 при эвакуации армии Врангеля из Крыма были затоплены канонерские лодки «Б-4», «К-1» и другие.

Утопить в бою

В более трагических случаях решение о затоплении корабля принималось в ходе морского боя. Шум воды, вливающейся в трюмы, становился «финальным аккордом» героического сопротивления. Особенно много таких фактов знает история русско-японской войны. И это не только история легендарного крейсера «Варяг», который был затоплен 9 февраля 1904 года после боя у Чемульпо.

Не менее героическим можно считать подвиг броненосного крейсера «Рюрик». 14 августа 1904 года в районе острова Ульсан «Рюрик» вместе с крейсерами «Россия» и «Громобой» вступил в бой с японской эскадрой из шести крейсеров. Огневое превосходство японцев оказалось подавляющим, поэтому русские капитаны решили идти во Владивосток. Но в 5:30 утра снаряд пробил корму «Рюрика», лишив судно рулевого управления. Вице-адмирал Карл Иессен, пытаясь сохранить «Рюрик», прикрывал его с помощью «России» и «Громобоя». Но в конце концов оба крейсера двинулись на север, оттягивая на себя японцев. Преследование, впрочем, длилось недолго. Вернувшись, японские крейсеры «Нанива» и «Такачихо» продолжили обстрел «Рюрика». После пятичасового боя последний оставшийся в живых старший офицер «Рюрика» Иванов-«Тринадцатый» приказал открыть кингстоны. В 10:42 русский крейсер ушёл на дно.

В том же 1904 году были затоплены командами бронепалубный крейсер «Новик», крейсер «Дмитрий Донской», миноносец «Стерегущий». В 1905 году в Цусимском сражении русские вынуждены были затопить сразу 10 судов.

Исполнить договор

Менее известны случаи, когда корабли топили по международным договорам. Целая «свалка» судов появилась 28-30 июня 1956 года на Кильдинском плесе в Баренцевом море. По соглашению с США Советский Союз отправил под воду корабли, полученные ранее по ленд-лизу. Как указано в книге Александра Окорокова «Свод объектов подводного культурного наследия России», у Кильдина были затоплены 24 торпедных катера, один сторожевой катер и 31 противолодочный корабль «большой охотник». В Японском море, близ мыса Крильон, в те же дни крейсер «Адмирал Синявин» расстрелял 5 тральщиков. А в Татарском проливе русские моряки утопили пять десантных судов, которые в августе 1945 года участвовали в Курильской десантной операции.