История холодной войны полна белых пятен, и громкий скандал со сбитым над Свердловском американским шпионом Фрэнсисом Гэри Пауэрсом — не исключение. Официальная версия, растиражированная советскими СМИ, скрывала трагические детали, которые стали достоянием гласности лишь после распада СССР.
Его обменяли на Абеля
В феврале 1962 года на мосту Глинике в Берлине состоялась одна из самых знаменитых шпионских сделок XX века: сбитый пилот ЦРУ Фрэнсис Пауэрс был обменян на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Вильяма Фишера).
Многие эксперты, как, например, писатель-документалист Николай Долгополов в своей книге «Абель – Фишер», отмечают кажущуюся неравноценность этого обмена. Абель — легенда разведки, годами добывавший секреты американской ядерной программы. Пауэрс же воспринимался как «рядовой винтик» в машине ЦРУ, «обычный человек в неординарных обстоятельствах».
Биография шпиона-летчика
Биография Пауэрса действительно была далека от аристократизма. Родившийся в семье сапожника, он записался в ВВС США, не видя иных жизненных перспектив. Его заметили сотрудники ЦРУ после окончания лётной школы.
Ключевым мотивом для перехода на секретную службу стали деньги. Пауэрс и его жена Барбара мечтали о собственном доме, и зарплата в ЦРУ в 2500 долларов (против прежних 700) стала решающим аргументом. Эти «золотые путы» привели его в небо над Уралом 1 мая 1960 года.
Самоубийственный приказ
Долгие годы считалось, что самолет-разведчик U-2 был сбит ракетой войск ПВО. Однако правда оказалась куда драматичнее. После того, как 9 апреля 1960 года другой U-2 безнаказанно пролетел через всю страну, Хрущев пришел в ярость.
«И шестерых летчиков – в их числе был и я – капитан, командир звена, в короткий срок переучили, пересадили на новейшие сверхзвуковые высотные сверхдальние истребители-перехватчики Су-9», – вспоминает И.А. Ментюков.
Кем в действительности была Инесса Арманд для Ленина
Небольшой аэродром под Свердловском (ныне Екатеринбург) стал для летчика местом временной стоянки, когда он перегонял новенький Су-9 с завода, расположенного в Сибири, на территорию Белоруссии. А ранним утром 1 мая 1960 года пилота разбудили и вызвали на аэродром. Состоялся телефонный разговор с командующим авиацией войск ПВО СССР Е.Я. Савицким, который сообщил о приближении шпионского самолета. Приказ был простой – таранить. То есть, столкнуться с U-2 на высоте 20 км, разогнавшись до максимальной скорости. Это была верная смерть. Тем более что на самолет Пауэрса уже наводили прицелы своих ракет войска ПВО.
И.А. Ментюков не мог отказаться от выполнения самоубийственного приказа, лишь попросил руководство позаботиться после его смерти о матери и жене, которая тогда ждала ребенка.
Что случилось в небе
Даже на МиГ-19, которые к этому не приспособлены, пилоту-асу удавалось достичь высоты в 17 км 300 м, а новенький СУ-9 без тяжелого вооружения на борту поднялся до 20 км без проблем. Поравнявшись с противником, И.А. Ментюков направил свой самолет на него.
«Он пошел в правый разворот, зачем – никто не понял. Одним словом, слышу в наушниках: «Цель в правом развороте». Шарю глазами – его не вижу. Сближение идет ни много, ни мало – 550 метров в секунду! И я проскочил чуть выше него», – рассказал советский летчик.
То есть, Пауэрс уклонился от столкновения, и это спасло жизни обоих пилотов. Впрочем, легкий U-2 угодил в конверсионный след боевого Су-9, потоки воздуха так закрутили американский самолет-шпион, что он распался в воздухе на части.
Метод КГБ: почему советских разведчиков не брал алкоголь
Однако власти СССР заявили, что Пауэрс был сбит ракетой. Как полагает И.А. Ментюков, это было сделано, чтобы «…убедить врагов, что теперь воздушные границы страны наглухо закрыты от любого посягательства».
Кроме того, доблестные ракетчики не отказались приписать себе лавры успешно проведенной спецоперации, а летчикам и всем, кто был в курсе, сотрудники КГБ порекомендовали молчать. Правда, И.А. Ментюков получил в награду наручные часы «Сатурн».
Кстати, сам Пауэрс после возвращения в США в многочисленных интервью утверждал, что его сбила вовсе не ракета, а советский пилот, самолет которого он отчетливо видел.
Как погиб Сафронов
Помимо Игоря Ментюкова в спецоперации участвовали еще двое пилотов: капитан Борис Айвазян и старший лейтенант Сергей Сафонов. Они поднялись в воздух на самолетах МиГ-19, которые даже технически не смогли бы достать U-2. Руководство ПВО решило подстраховаться, ведь если бы Пауэрса сбить не удалось, генеральские погоны полетели бы с плеч долой. Одновременно в небо были запущены самонаводящиеся ракеты, одна из них и стала причиной гибели С.И. Сафронова.
«В суматохе все забыли о том, что надо сменить код «свой-чужой», потому наши самолеты принимались за чужие, реальные цели. Вот почему меня активно обстреливали в своих зонах дивизионы майора Воронова и майора Шелудько. Приходилось маневрировать, уходить от ракет. Их по мне не одну выпустили. Еще три – по летчикам Айвазяну и Сафронову», – вспоминает И.А. Ментюков.
И если Борис Айвазян сумел сманеврировать и уклониться, то его коллега стал жертвой обстоятельств. Сергей Сафронов был посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Н.М. Долгополов в своей книге «Абель – Фишер» предложил другое объяснение, почему наши ПВО сбили своего: «После взрыва первой ракеты на экранах индикаторов появилась рябь. Не имеющие серьезного опыта пуска С-75 офицеры решили, что противник применил радиопомехи. Уверенности, что наверняка сбили, не было. Тогда и поступил роковой для Сафронова приказ. Выпущенная ракета автоматически захватила цель…».
Кстати, американские историки утверждают, что за время холодной войны над территорией СССР были сбиты 20 самолетов U-2, пилоты которых предположительно погибли.
Пауэрс должен был взорваться
Генерал-лейтенант юстиции Николай Чистяков участвовал в следственных мероприятиях по делу Пауэрса. В книге воспоминаний «Тайные трибуналы КГБ. Ловля «кротов» (Москва, 2011 год издания) он написал: «Американские организаторы полета шпионского самолета в случае неудачи имели намерение любыми путями замести следы преступления. Они вложили в самолет два взрывных устройства, чтобы взорвать машину и не оставить никаких вещественных доказательств…».
Стоило пилоту нажать на кнопку катапультирования, сработало бы взрывное устройство. Возможно, летчик догадывался об этом. Пауэрсу удалось самостоятельно выбраться из покореженной кабины стремительно падавшего U-2, а его парашют открылся автоматически.
Впрочем, представители ЦРУ отрицали, что планировали убить пилота в случае обнаружения. Они утверждали, что Пауэрс знал о взрывных устройствах и мог уничтожить самолет со шпионским оборудованием без угрозы для собственной жизни.
После приземления американец был задержан жителями села Косулино и деревни Поварня Петром Асабиным, Владимиром Суриным, Анатолием Черемисиным и Леонидом Чужакиным. Люди отмечали Первомай, когда с неба к ним спустился парашютист в шлемофоне. Они поначалу приняли его за космонавта. Но потом поняли, что это иностранец, и сдали властям.
Интересно, что среди шпионского снаряжения Пауэрса была и игла с сильнодействующим ядом, который он должен был принять в случае провала. Ее обнаружили лишь при тщательном обыске. Фрэнсис Гэри вполне мог совершить самоубийство, но не стал этого делать.
Про соседа-эстонца
Известный писатель-диссидент Анатолий Марченко в своей книге «Мои показания», которая распространялась в самиздате с 1967 года, поведал о том, что Пауэрса содержали во Владимирском централе в особых условиях. К нему даже подсадили соседа-эстонца, знавшего английский язык, который должен был регулярно говорить шпиону, как хорошо живется в СССР.
«Так что напрасно, конечно, надеялись наши заключенные, что американский летчик, оказавшись на родине, сможет рассказать там об этом круге ада – настоящей тюремной жизни Пауэрс и не нюхнул», – написал А.Т. Марченко.
Фрэнсис Гэри не голодал, выглядел ухоженным, часто прогуливался, охранники обращались с ним корректно. Это сильно удивляло обычных сидельцев.

