25/06/21

«Уралбомберы»: зачем Гитлеру нужны были эти самолёты

Как можно догадаться из названия, «уралбомберы» — это дальние бомбардировщики Люфтваффе, которые способны достичь Урала.

Известно, что даже самые амбициозные планы гитлеровской Германии в войне против СССР, не предусматривали оккупацию не только всей территории Советского Союза, но даже его европейской части. Согласно плану «Барбаросса», целью немецкого наступления должна была стать линия «…Волга- Архангельск. В этом случае объекты последнего промышленного региона, который останется в распоряжении русских, Урала, могут быть в случае необходимости уничтожены Люфтваффе.»

И хотя командующий Люфтваффе, рейхсмаршал Герман Геринг, мог обещать, что он выполнит задачу по добиванию последних остатков советской промышленности, в этом вопросе желаемое явно выдавалось за действительное. От предполагаемой линии, с которой должна была действовать Люфтваффе, до Урала было около тысячи километров. Основу же немецкой бомбардировочной авиации составляли машины, полная дальность полета которых не превышала 2000 км даже с небольшой нагрузкой. Этого было мало. И дело не только дальности, но и в бомбовой нагрузке, а она была невелика. Для разрушения промышленности  требовались бомбы больших калибров и в большом количестве.

Как нам известно сегодня, сотни английских и американских тяжелых бомбардировщиков, регулярно бомбивших территорию Германии в 1944-45 годах, не добились желаемого результата. В те времена тоже хорошо понимали, что для ударов по городам и промышленным предприятиям нужна стратегическая бомбардировочная авиация: дальние тяжелые бомбардировщики в больших количествах.

Понимали это в и Германии, где в 1935 году была принята программа разработки тяжелого четырехмоторного бомбардировщика, который был бы способен доставить более двух тонн бомб к целям на Урале и в Шотландии. Проект этот получил название «уралбомбер», что было не совсем корректно, поскольку на тот момент приоритетной целью была главная база британского флота в Скапа-Флоу. Именно по ней Гитлер желал нанести авиаудар, когда утверждал программу создания нового бомбардировщика. В этом легко убедиться посмотрев на карту. Дальность, которую закладывали в техническое задание на новый самолёт, до Шотландии долететь позволяла, а вот об Урале и думать было нечего.

У программы «уралбомбера» в Германии было много противников. Основным доводом их стало то, что такие самолёты слишком сложны для молодой германской авиапромышленности, и, главное, слишком дороги.

История развития проекта описана во многих трудах историков авиации, таких как «Крылья Люфтваффе» У. Грина, «Летающие крепости Гитлера в бою» Д. Дегтева и Д. Зубова, «Тяжелые бомбардировщики Третьего Рейха» С.Сысоева.

В 1935 году фирмам «Дорнье» и «Юнкерс» было заказано по три опытных самолёта. Они получили обозначения Do.19 и Ju.89, соответственно. Первые самолеты были построены и поступили на испытания в 1936 году. Do.19 по разным данным мог летать на дальность до 2000 км, с нагрузкой 1600 кг, но мог нести до 3000 кг, при этом дальность снижалась. Ju.89 при такой же дальности нес не более 2000 кг бомб. Для того времени это было очень неплохо, и в целом самолеты были передовые. Так, Do.19, несмотря на свой угловатый внешний вид был первым бомбардировщиком с автопилотом.

Но для поставленных задач построенные самолёты не годились, и в результате все были переделаны в транспортные.

Уже в 1936 году была предложена ещё одна программа, на «бомбардировщик А». В этом случае речь шла про дальний средний бомбардировщик. Дальность полета его должна была составлять 5000 км, а вот бомбовая нагрузка предлагалась крайне скромная, всего 500 кг. Самолёт должен был иметь мощное оборонительное вооружение, причем управляемое дистанционно, так как экипаж состоял бы всего и двух человек.

В 1937 году этим проектом занялась фирма «Хейнкель», где ему присвоили номер «1041», а позже он получил индекс Не.177. Предполагалось, что новый бомбардировщик начнет поступать в войска не позже 1940 года. Хотя этот самолёт тоже именовался «уралбомбером», но он имел сугубо противокорабельную специфику. Тем более, что к техзаданию добавили возможность поражать цели с пикирования. Конечно, речь не шла о таких возможностях как у знаменитой «Штуки», предполагалось пикирование пологое. Но и это сильно усложнило и без того непростой проект. Не.177 не успел ни к войне во Франции, ни к нападению на СССР. Военные постоянно меняли свои требования, в результате от первоначального проекта мало что осталось. Серийные Не.177 впервые появились в войсках в конце 1942 года, а первый раз сбросили бомбы 23 января 1943 года. Несмотря на то, что их построили чуть более тысячи, свою роль они уже сыграть не могли. Было поздно, Германия уже потеряла все шансы на победу в войне.

Если бы к началу Второй Мировой войны Германия смогла создать стратегическую бомбардировочную авиацию, то, разумеется, многое бы пошло не так. Великобритании мог быть нанесен настолько сильный урон, что она бы потеряла возможности к сопротивлению. Кардинально бы ухудшилась ситуация Советского Союза, если бы Люфтваффе смогли наносить удары по глубоким тылам. В этой ситуации немцы могли бы нарушить работу промышленности, разрушить порты, уничтожать транспортные узлы.

Но такой вариант невозможен даже в виде альтернативной истории. Германская промышленность была слишком слаба для войны.

Планы по созданию Люфтваффе (довольно скромные по сравнению с немецкой авиацией Первой Мировой) выполнить не удалось. Планируемое количество воздушных эскадр так и не было создано. В сформированных же группах и эскадрах, постоянно не хватало самолётов, их тоже постоянно сокращали. Говорить о создании хотя бы нескольких сотен очень дорогих тяжелых бомбардировщиков было невозможно.