25/08/19
Дмитрий Донской / РИА Новости

Уральская республика: как в 1993 году Урал мог отделиться от России

Парад суверенитетов, санкционированный Борисом Ельциным, едва не привёл к образованию нового государства – Уральской республики. Идею разделяли и продвигали не какие-то маргиналы, а глава Свердловской области Эдуард Россель и часть уральской элиты.

Новая идеология административного деления России

В 2014 году Эдуард Россель, уже в статусе сенатора, пояснил, почему продвигал идею Уральской республики. Это был не сепаратизм, а попытка создания субъекта на новых принципах, исключающих деление по национальному признаку, и на основах равноправия между регионами. Новое образование мыслилось как временное, по истечении политической целесообразности предполагалось отказаться от республиканского статуса, утверждает Россель. Но его шаги говорят об обратном. В частности, 30 октября 1993 года текст конституции Уральской республики на первой странице публикует «Областная газета» – официальный печатный орган власти.

Документ был принят на сессии Свердловского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва 27 октября 1993 года. В силу конституция вступила 31 октября. Согласно Указу №1 Россель становился главой новой республики. Базой для провозглашения Уральской республики стал опрос жителей Свердловской области, в ходе которого «за» отдали свой голос 83,4% избирателей. Днём провозглашения Уральской республики стало 1 июля 1993 года.

Став фактически главой республики, Россель 2 ноября 1993 года участвует в заседании Совмина РФ, где председательствует Борис Ельцин. Спустя три дня Россель заявляет, что Ельцин поддержал проект.

В ответ 9 ноября 1993 года публикуется Указ президента РФ о роспуске Свердловского облсовета. На следующий день Ельцин отстраняет от должности Эдуарда Росселя. В 2014 году Россель признался, что с Ельциным вопрос о республике не согласовывался.

Уральские франки теперь интересны только коллекционерам

За два года до провозглашения Уральской республики вышли «уральские франки» – платёжные средства, выпущенные группой частных лиц, номинал был от 1 до 1 000. Официально эмитентом стало ТОО «Уральский рынок», руководил которым Антон Баков. Однако было официальное письмо за подписью тогдашнего премьер-министра Егора Гайдара в поддержку эмиссии региональной валюты. Минфин и ЦБ были согласны: наличных рублей не хватало, и локальная валюта могла помочь расшить неплатежи и запустить товарооборот. «Уральские франки» официально наименовались товарно-расчётными чеками.

Автор дизайна София Демидова работала на даче, нужно было сделать работу быстро и качественно. Демидова в 2011 году сообщила, что получила за работу 2 000 рублей. Печатала «уральские франки» Пермская печатная фабрика «Гознак». Будучи серьёзно защищены, по качеству бумаги франки не уступали тогдашним рублёвым купюрам. В оформлении использовались портреты исторических личностей и виды мест, связанных с историей Урала.

Ныне «уральские франки» интересны только коллекционерам – бонистам, хотя екатеринбургский учёный профессор УрФУ Дмитрий Берг считает, что государству было бы полезно изучить опыт локальных денег и внедрить «альтернативные средства расчёта», что может укрепить финансовую систему России. Заметим, что в современной Европе осталось несколько локальных валют, что вовсе не мешает обороту евро.