В-12: почему супервертолёт-рекордсмен оказался не нужен СССР

На эту супертяжелую винтокрылую махину возлагали большие надежды, сам Сергей Сикорский снимал шляпу перед советским чудом авиастроения, не имевшим мировых аналогов. Однако В-12 так и не дождался переименования в Ми-12.

«Гомером» (Homer) В-12 окрестили в НАТО. Давид Гай в книге о генеральном конструкторе вертолетов Михаиле Миле (издание 1974 г.) описал историю конструирования вертолета-гиганта. Проектировать его начали в первой половине 1960-х годов в двух советских ОКБ – Михаила Миля и Ильи Эрлиха. Вскоре выбор был остановлен на одном, милевском ОКБ-329.

В-12 должен был транспортировать баллистические и крылатые ракеты, танки, бронетранспортеры и другую тяжелую военную технику, средства противовоздушной обороны. Две спарки двигателей Д-25ВФ представляли собой силовую установку гиганта, топливные баки, корневые и подвесные, располагались по бокам фюзеляжа. Вкупе с хорошими пилотажными характеристиками у вертолета-супертяжа был низкий уровень вибраций и шума, и даже отказ двух двигателей не мог прервать его полет.

Дебют В-12 состоялся в 1968 году, а уже на следующий год летчик-испытатель Василий Колошенко установил на нем 7 мировых рекордов. Самый крутой и непревзойденный доныне поднимал 40,2-тонный груз на высоту свыше 2 тысяч метров. В 1971 году В-12 своим ходом долетел до Парижа, где принял участие в Международном авиационно-космическом салоне в Ле-Бурже. Советский вертолет-тяжеловес был главным экспонатом, в несколько раз превосходившим по весу и размерам американские винтокрылые машины. По словам заместителя главы концерна Sikorsky Corporation Сергея Сикорского, «следует снять шляпу перед таким результатом работы советских авиаконструкторов». В итоге на авиасалоне В-12 получил самую высокую награду – приз Игоря Сикорского.

В следующем году после триумфа на парижском авиасалоне в СССР была собрана еще одна, усовершенствованная, модель В-12. В 1973 году ее поднял в небо экипаж летчика-испытателя Германа Алферова. Параллельно ОКБ Миля трудилось над моделью Ми-12М, который обладал более мощными двигателями, чем у В-12. Но дальше натурного макета дело не пошло, проект свернули.

Отечественный научно-популярный журнал, посвященный авиации, «Крылья Родины» приводит летно-технические характеристики В-12. Супервертолет был 37 метров длиной и 34 метра шириной, высота его составляла 12,5 метра. Весил гигант 97 тонн (пустой – чуть более 69 тонн). «Вертушка» развивала максимальную скорость в 260 км/ч. Практическая дальность полета вертолета равнялась 500 км, машина могла брать высоту в 3,5 км. Нормальной нагрузкой для нее считались 20 тонн груза, максимальной – 25 тонн. Количество членов экипажа В-12 – от 6 до 10 человек.

Их было несколько. Как считает российский авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко, основная причина закрытия проекта В-12, так и не воплотившегося в Ми-12, была простой – супервертолет к началу 1970-х годов уже не годился для транспортировки усовершенствованных советских ракетных комплексов (а это и было его главным предназначением). Устаревшие ракетные комплексы в СССР сняли с вооружения. Для перевозки же иных военных (да и гражданских) грузов В-12 оказался слишком дорогим транспортом.

Саратовский авиазавод, где собирались запускать в производство эти МиГи, перепрофилировать под выпуск «Гомеров» было нецелесообразно. Кроме того, на авиастроительном предприятии на тот момент выполнялся большой объем госзаказов другой техники. Вдобавок конструкторы уже приступили к разработке нового тяжелого вертолета третьего поколения Ми-26 (прототип – В-29), с меньшей, чем у В-12 грузоподъемностью, но превосходившего Homer по многим другим параметрам. К примеру, Ми-26 мог разгоняться до 295 км/ч и весил почти в два раза меньше. Тем не менее при реализации последующих проектов по созданию новых моделей вертолетов советские конструкторы использовали результаты исследований, проводимых в ходе работы над В-12.