В каких дивизиях СС и вермахта сражались русские, украинцы и белорусы

Информация о том, что на стороне Гитлера против Красной Армии сражались в большом количестве представители самых разных народов СССР, в советское время не афишировалась. Да и сегодня, если на эту тему пишут, то обычно про прибалтийские и украинские части СС. Что же касается русских или белорусов, то их обходят стороной, упоминая лишь «власовцев».

Тем не менее, уже есть достаточное количество работ: «Восточные легионы и казачьи части в вермахте», С. Дробязко и А. Каращук, «Казаки. Между Сталиным и Гитлером», П. Крикунова, «Русские солдаты Вермахта», К. Александрова, «Проклятые солдаты. Предатели на стороне III рейха», С. Чуева.

В результате можно представить себе масштабы советского коллаборационизма Второй Мировой войны, и в первую очередь именно участие в нём русских, белорусов и украинцев.

Русские, белорусские и украинские дивизии СС

Если в начале Второй Мировой войны дивизии СС представляли собой элитные войсковые соединения, то после коренного перелома в войне Германии очень не хватало пушечного мяса, на роль которого отлично подходили иностранцы, особенно те, кого считали расово-неполноценными.

Большую часть инонациональных соединений формировали в составе войск СС. Новые соединения получили приставку “Waffen” — Waffen-Division der SS.

Они комплектовались албанцами, хорватами, боснийцами, эстонцами, латышами, украинцами, белорусами, русскими. В рамках данной темы интерес представляют последние три.

Из украинцев состояла 14-я гренадерская дивизия СС «Галиция», или 1-я галицийская (14. Waffen-Grenadier-Division der SS - galizische Nr. 1). Причём, речь идёт не в целом о жителях Украины. Практически полностью 14-ю дивизию укомплектовали жителями Галиции, немного было с Волыни. Изначально именовалась как стрелковая дивизия СС «Галиция» (SS-Schützendivision Galizien).

Русских дивизий в войсках СС официально было две. Во-первых, это 29-я гренадерская дивизия СС РОНА. Создана сама дивизия официально была 1-го августа 1944 года, но свою историю она ведёт от Русской Освободительной Народной Армии (РОНА), появившейся в «Локотской республике».

Вторая русская дивизия — 30-я гренадерская дивизия СС, русской может считаться лишь условно. Её создали в конце 1944 года из различных украинских, русских и белорусских частей вспомогательной полиции — Шуцманшафта (Schutzmannschaft), которые отступали вместе с немцами. Было в ее составе два батальона поляков.

Дивизию использовали для борьбы с партизанами во Франции, также ей пришлось сражаться и с французской армией. После чего ее расформировали и создали 1-ю белорусскую дивизию (weissruthenische Nr. 1), под тем же 30-м номером. Новое соединение собрали из остатков прежнего, добавив несколько белорусских полицейских частей. Впрочем, размера дивизии (и даже полноценной бригады) новая 30-я гренадерская так никогда и не достигла. В середине апреля дивизия была просто распущена, немецкий персонал передали в другие части СС, а белорусы вместе с «власовцами» и другими коллаборационистами сдались западным союзникам.

Стоит заметить, что если 14-я дивизия СС была ровной по национальному составу, то все остальные были русскими или белорусскими весьма условно. В них в равной мере были представлены русские, белорусы и украинцы, а часто и другие народы. Немцы не особо различали их между собой, а сами коллаборационисты, сохраняя традиционный для России подход, также не делили себя на белых, малых и великих.

Русские дивизии в Вермахте

Хотя формирование инонациональных соединений и было передано под начало СС, некоторые дивизии создавались и в вермахте.

Среди них, конечно, более всего известны «власовцы». Это 1-я пехотная дивизия Русской Освободительной армии (РОА), которая в вермахте именовалась 600-й пехотной. 2-я и 3-я дивизии РОА, соответственно назывались 650-й и 700-й. Впрочем, сформирована была только 600-я дивизия. Она даже успела повоевать на Одере против Красной Армии, а в рядах Пражского восстания уже против немцев. Остальные две дивизии формирование так и не закончили.

Однако «власовцами» перечень не исчерпывается. Летом 1943 года была сформирована 1-я казачья кавалерийская дивизия (1. Kosaken-Kavallerie-Division), а в феврале 1945 года дивизию развернули в 15-й казачий корпус (XV. SS-Kosaken-Kavallerie-Korps), в составе двух кавалерийских дивизий и пластунской бригады. Интересно, что, хотя корпус числился в составе СС, входившие в него дивизии, сохранили армейские номера. И по многим немецким источникам проходят в общем ряду кавалерийских дивизий вермахта как 1-я и 2-я инонациональные кавалерийские. За ними по списку идут 3-я и 4-я кавалерийские, укомплектованные немцами.

Впрочем, казаки недолго пробыли в составе СС. Уже в апреле их передали в подчинение РОА. Что тогда уже было пустой формальностью.

Стоит заметить, что казаков в Третьем Рейхе считали потомками готов, и на этом основании расово близкими. Хотя укомплектованность казачьих частей и соединений именно казаками была весьма условной — любой заключенный концлагеря, желающий служить у немцев и назвавший себя казаком, мог туда попасть. Равно как и дивизии РОА были русскими в широком смысле слова: разницы между русскими, белорусами, украинцами и молдаванами там не было.

...и другие

Надо обязательно отметить, что кроме упомянутых выше соединений, которые практически полностью были укомплектованы русскими, белорусами и украинцами (немцы если и имелись, то немного), бывшие советские граждане служили и во многих дивизиях вермахта и СС, считавшихся немецкими.

Так, летом 1944 года на усиление 5-й дивизии СС «Викинг» было передано свыше тысячи украинцев. В формирующуюся 38-ю гренадерскую дивизию СС «Нибелунги» также отправили несколько сот русских и белорусов.

Все дивизии на Восточном фронте имели некоторое количество «хиви» — добровольцев из местного населения. Они формально должны были использоваться в тылу, на вспомогательных работах, но реально часто находились на передовой.

Так в журнале боевых действий 4-й Ударной армии за 27 сентября 1942 приводятся данные разведки, что один из батальонов 205-й пехотной дивизии «состоит из русских, белорусов и украинцев, немцев мало».

По донесению разведки Воронежского фронта в битве на Курской дуге, из 130 человек роты 88-й пехотной дивизии «немцев — 25 солдат, украинцев — 18 и остальные разных национальностей (сербы, французы, чехи, поляки и словаки)». Из подобных сообщений можно составить толстую книгу.

В последние годы войны Третий Рейх уже не имел достаточно солдат для войны, и вместе с немцами сражались представители самых разных народов. Среди них были русские, украинцы и белорусы были далеко не на последнем месте.