Эти города объединяло отдаление от линии фронта. Преференции для представителей различных профессий разнились — к примеру, для гуманитариев, деятелей искусств во время войны были свои условности.
Преобладали Урал, Средняя Азия и Казахстан
Согласно данным военного историка, Юрия Горькова, основанным на архивных сведениях, из числа более чем полутора тысяч эвакуированных предприятий СССР более 300 направили в Сибирь (Восточную и Западную) и 667 — на Урал. Свыше 300 — в Казахстан и среднеазиатские республики.
Соответственно, десятки тысяч людей переселились в эти местности. Отчасти картина этого переселения отражена в картине Ускова-Краснопольского «Вечный зов».
«Хлебный» Ташкент
«Ташкент — город хлебный» — такова была расхожая фраза, взятая из популярного советского фильма по повести малоизвестного советского писателя Александра Неверова. Но хлебным ли был узбекский Ташкент в годы Великой Отечественной войны? На самом деле да. Он таковым и был. Как и все остальные города в этой гостеприимной республике, принимавшие беженцев. Узбекистан — республика Советского Союза, где эвакуированных детей вместе с семьями со всего СССР (и не только их) принимали и старались пристроить.
По данным Госкомстата СССР, в Узбекистан только с середины осени первого года войны в течении 1941—1942 годов года были эвакуированы более 43 тыс. детей из прифронтовых территорий — из 78 детдомов. По подсчетам Госкомстата, за годы Великой Отечественной, узбекские детдома приняли около 200 тыс. детей разных национальностей, в течение первого года войны на бесплатное питание в столовых там израсходовали почти 200 тыс. рублей, и это не считая трат на младенцев. Плюс ко всему, продукты часто жертвовали местные жители.
Гостеприимный Урал
Немногие знают, что Свердловск (нынешний Екатеринбург) всего за первый военный год прирос на 100 тыс. человек — за счет переселенцев-беженцев. Уральский ученый, Геннадий Корнилов, подсчитал, что за годы Великой Отечественной на Урал прибыли несколько миллионов переселенцев — их приняли хорошо и многие ассимилировались, не захотели уезжать оттуда и после войны.
Но и все же Ташкент
Во время войны в Узбекистане работали такие (эвакуированные) всемирные известные сегодня художники, как Роберт Фальк, Владимир Фаворский, Александр Волков и многие другие творческие личности; в запасниках государственного музея Востока есть работы данного периода «загостившихся авторов».
Ташкент в войну стал прибежищем многих творческих деятелей. Там, в частности», жила Анна Ахматова. Как утверждает ее биограф, Лидия Чуковская, «А. А.» было плохо в этом жарком климате, она с трудом в нем осваивалась, но «мы [эвакуированные, литераторы] все так жили»: скудное питание, неопределенный быт — с этим сталкивались все эвакуированные, считавшиеся с трудностями военного времени.