15/12/25

В какой день «духи» и «деды» менялись местами в Советской Армии

Советская армия, особенно на излете существования государства, представляла собой сложный социальный микромир, где параллельно с официальным Уставом существовала жесткая неформальная система отношений — «дедовщина». Это была своеобразная иерархическая пирамида, основанная исключительно на сроке службы и чем-то напоминавшая тюремные «понятия». Внутри нее у каждого была строго определенная роль, права и обязанности.

Лестница унижений

В основе системы лежало четкое деление срочников на касты, которые в разных родах войск могли называться по-разному, но суть оставалась неизменной.

«Дух» или «салага» — низшая ступень. Так называли солдата в первые полгода службы после принятия присяги. «Дух» рассматривался как бесправная личность, предназначенная для самой грязной работы и беспрекословного обслуживания старослужащих. Кандидат исторических наук Константин Банников определял их как «низшую касту, тех, кто только что призван и абсолютно бесправен».

«Черпаки» или «слоны» — среднее звено — солдаты, отслужившие около года. Они уже не были главными объектами издевательств, но еще не имели привилегий. Часто именно «черпаки» выступали непосредственными исполнителями воли старослужащих, контролируя поведение «духов».

«Дед» — привилегированная каста, те, кто отслужил полтора года и более. «Дед» обладал максимальным набором неформальных прав в своей среде и мог диктовать условия представителям младших «каст».

«Дембель» — солдат, ожидающий приказа об увольнении, вершина иерархии.

Переход из одной касты в другую часто сопровождался унизительными ритуалами «перебивки», например, ударами ремнем, которые символизировали «смерть» старого статуса и «рождение» нового.

«Золотой дух»

Впрочем, в этой системе тотального подчинения существовало уникальное исключение — «золотой дух». Как отмечал в своем исследовании социолог Дмитрий Клепиков, это был «уникум» — один-единственный солдат из младшего призыва, который пользовался особым, неприкосновенным статусом. «Золотого духа» не заставляли выполнять грязную работу, он не прислуживал «дедам». Издевательства над ним считались дурным тоном и строго карались самой же системой.

Правда, этот статус был не постоянным. Чаще всего он «активировался», когда у «дедов» до приказа об увольнении оставалось ровно 50 дней — половина сакральной «сотки». В этот день их роли с «духами» формально менялись: старослужащие должны были выполнять приказы младших. Но это была «ролевая игра» без злоупотреблений. По воспоминаниям, «духи» редко перегибали палку, понимая временный и условный характер своего текущего положения. Система таким парадоксальным образом как бы имитировала справедливость, давая «низам» иллюзию равенства, но лишь для того, чтобы через день все вернулось на круги своя.

Причины возникновения

«Дедовщина» в классическом виде сформировалась не сразу. Ее появление в СССР связывают с ключевым решением 1967 года о сокращении срока службы с 3 до 2 лет в сухопутных войсках. Это вызвало недовольство старослужащих, которым пришлось служить дольше. Одновременно, чтобы сохранить численность армии, в войска начали массово призывать лиц с уголовным прошлым, что привнесло в казармы криминальные обычаи и жестокие ритуалы.

Такое положение дел вполне устраивало и командование. Старослужащие брали на себя функцию наведения порядка в казармах, освобождая офицеров от части хозяйственных забот, что вело к практике круговой поруки и замалчивания. Наиболее остро проблема стояла в строительных, автомобильных и тыловых частях, куда попадал наиболее разнородный контингент.

Так что, феномен «золотого духа» был не признаком гуманизма, а сложным психологическим механизмом внутри жестокой закрытой системы. Он работал как предохранительный клапан, снимавший на время чудовищное напряжение и позволявший системе сохранять устойчивость, не меняя своей сути.