«В снег без парашютов»: что не так в истории о Можайском десанте

Развитие Интернета привело к тому, что стало появляться большое количество публикаций, которые выглядят совершенно невероятными. Это проявляется и в военно-исторической тематике, в том, что связано с периодом Второй мировой войны. Художественный вымысел нередко многими воспринимается как факт.

Один из таких примеров — история о «Можайском десанте». Описана она в романе Юрия Сергеева «Княжий остров», и, если отбросить многочисленные литературные вставки, выглядит так. В ходе битвы за Москву некий летчик обнаружил колонну немецких танков (свыше полусотни) и другой техники. Командующий фронтом Жуков построил полк «сибиряков», вызвал добровольцев (вызвались все), после чего бойцов посадили в самолеты ТБ-3 и без парашютов выбрасывали прямо в глубокий снег на пути немецких танков. Танки были уничтожены. Автор этот сюжет не сам придумал, такие истории на войне рассказывают всегда, с уточнением: «сам с участниками говорил». Обсуждать литературные сюжеты нет смысла, но так как споры на эту тему вызывают определенный резонанс, рассмотрим ключевые ошибки автора.

Во-первых, автор не понимает масштабов военных действий. Полсотни танков к тому моменту имела уже не всякая немецкая дивизия. Чтобы остановить или хотя бы задержать танковую дивизию вермахта, понадобилось бы две-три советских стрелковых дивизии, усиленных противотанковой артиллерией. В распоряжении командующего фронтом было несколько армий. У Жукова их было пять, всего 24 стрелковых дивизии, не считая прочего (например, 14 танковых бригад). Был у него и целый воздушно-десантный корпус, то есть профессиональные десантники. В этой ситуации трудно представить комфронта, бегающего по аэродрому и отбирающего добровольцев. И вместо того, чтобы изобретать операцию с десантированием, искать транспортные самолеты, набирать добровольцев, быстрее было выдвинуть на тот участок одну-две дивизии.

Во-вторых, видно, что автор даже не общался с летчиками, или хотя бы с историками авиации. В рассказе десант сбрасывают с самолетов ТБ-3, летящих на высоте 2-3 метра на скорости 70-80 км/час. Проделать такой трюк не рискнул бы даже опытный летчик-испытатель. Указанная скорость соответствует посадочной скорости ТБ-3, а на бреющем полете летают на большей скорости. То есть либо самолет летел на высоте не менее 10 м на скорости около 120 км/час, либо скорость меньше, но высота больше.

В-третьих, автор сам никогда, похоже, не прыгал с парашютом, с десантниками не обсуждал подобную процедуру, и не изучал историю воздушно-десантных войск. Покидать самолет ТБ-3 для выброски очень сложно, так как в нем нет специальных дверей и люков. Десантники при высадке должны вылезать через кабины стрелков, что весьма затруднительно. Вылезать надо в строгом порядке, потом в воздухе перебираться на крыло и затем уже прыгать. Кадров кинохроники, где изображается этот процесс, много. Научиться этому не так просто, никакие «добровольцы» за час-полтора эти действия не освоят, а иначе им из ТБ-3 просто не выбраться. Неудивительно, что десантники над подобными рассказами смеются.

Что касается возможности спрыгнуть в снег, пусть даже глубиной в 2-3 метра. На ровном поле снежного покрова такой глубины не бывает даже в Арктике, выпавший снег уплотняется и становится твердым как лед.

Бойцы спецподразделений учатся прыгать в движении (из поезда или автомобиля) на скоростях до 40 км/час. Считается, что покидать транспортное средство можно и на скорости до 75 км/час, но даже на учениях так не рискуют. Разумеется, известно много случаев прыжков на очень большой скорости и с очень большой высоты, но никто не будет так планировать войсковую операцию.

Прыгать с самолета на скорости в 100-120 км/ч и с высоты в несколько десятков метров — это самоубийство. И не важно, прыгать в снег, воду или на камни.

Чтобы обсуждать этот рассказ не как литературную фантазию автора, а реальное событие, надо знать точную дату, номер полка, подразделение которого десантировалось, часть, из которой взяты самолеты, номер немецкой дивизии. Возникновение этой истории понятно.

В ходе битвы за Москву (для этого лучше всего обратиться к книге А. Исаева «Котлы 41-го») 3 октября в районе Орла был высажен десант. 5-й воздушно-десантный корпус (две бригады 5440 человек с десятью 45-миллиметровыми орудиями) был переброшен в течении двух дней из Ярославля на расстояние 500 км. Десантники перебрасывались самолетами ПС-84 (Ли-2), а тяжелое вооружение и грузы перевозили бомбардировщики ТБ-3. Десант высаживался на аэродромах без парашютов. Один из батальонов был высажен, когда немцы уже были близко, и в тот же день вступил в бой. Это и есть подлинная история «Можайского десанта».