Люди во все времена боялись и презирали палачей. Узаконенные убийцы хоть и получали очень большие деньги за свою работу, все равно были сильно поражены в правах. В старину, например, они не могли покидать своей улицы. Исключая, конечно, те дни, когда этого требовала производственная необходимость. В СССР на законодательном уровне палачей из НКВД ни в чем не принижали, но все равно относились к ним неприязненно.
Главный палач Страны Советов
Главным палачом СССР в годы сталинских репрессии был некто Василий Блохин. Он был руководителем расстрельной команды, официального отряда карателей, созданного при НКВД.
Учитывая, что тогда из-за чисток была постоянная текучка кадров в силовых структурах, на должности он продержался очень долго. Смог пережить целых трех наркомов: Ягоду, Ежова и Берию. Примечательно, что двух из трех своих начальников он лично и казнил.
Возможно, своего служебному долголетию Блохин обязан личной симпатией со стороны Сталина. И это неудивительно: палач был человеком исключительно исполнительным, к делу своему относился серьезно, лишних вопросов не задавал. Все это способствовало тому, чтобы его карьера стремительно развивалась. Ведь в те времена человек его талантов и дарований был очень ценен для власти.
Первым шагом к должности главного палача СССР было назначение комендантом внутренней тюрьмы Лубянки. И Блохин настолько преуспел в своей должности, что партийные органы даже перестали контролировать его организацию.
Став главным палачом СССР, он, строго говоря, мог лично не проводить казни, ведь у него был штат подчиненных. Но Блохин был своего рода перфекционистом, а поэтому часто сам брал в руки револьвер. От его руки пали многие знаменитые жертвы сталинских репрессий: от опального маршала Тухачевского до театрального режиссера Мейерхольда.
Именно Блохин организовал непрерывную работу конвейера смерти во время трагических событий в Катыни. Было решено: за день надо казнить не менее трехсот поляков. Палач проработал идеально выверенную схему умерщвления: с желобами для стока крови и системой звуконепроницаемых комнат.
Даже сам внешний вид Блохина выделял его из числа подчиненных: палач любил работать в кожаной кепке, длинном кожаном мясницком фартуке и перчатках-крагах по локоть.
Общее число жертв советского чекиста сложно определить, принято считать, что он собственноручно убил не менее пяти тысяч человек. Хотя некоторые историки думают, что на самом деле число жертв было намного больше: от 20 до 50 тысяч человек.
Закат карьеры
Карьера палача покатилась под откос вскоре после смерти Сталина. Берия, который опасливо относился к человеку, собственноручно казнившему двух предыдущих наркомов, при первой удачной возможности отправил Блохина в отставку. Формальной причиной того, что палача “попросили на пенсию”, были проблемы со здоровьем.
На тот момент пожилому карателю было 59 лет и он носил погоны генерал-майора. Но после смерти самого Берии продолжилось и падение Блохина: он был лишен всех званий, правительственных наград и в скором времени умер, всеми забытый.
Угрызения совести
Есть такой исторический анекдот: якобы Наполеон однажды спросил главного парижского палача о том, как ему спится по ночам. На что палач спокойно ответил императору, что раз уж могут спокойно уснуть короли и тираны, то ему и подавно ничего не мешает. Главный узаконенный убийца Франции времен Великой революции не раскаивался в содеянном.
Блохин же, похоже, периодически терзался угрызениями совести. И топил свои переживания в водке. После каждой казни он и его подчиненные напивались до мертвецкого состояния.