Многие видные советские артисты признавались, что в свое время каждого из них вызывали на Лубянку в целях дальнейшего сотрудничества. Далеко не все из них смогли ответить КГБ «нет». Не отказала комитету и Раневская. Благодаря своему врожденному чувству юмора и актерскому мастерству Фаина Георгиевна обставила все так, что сотрудники госбезопасности сами от нее отказались.
Народная артистка и генерал-майор
Вопреки расхожему мнению, актриса Фаина Раневская и начальник контрразведки Олег Грибанов не были знакомы друг с другом, если только заочно. Однако на тот момент, когда Грибанов решил, что Раневская – это наиболее подходящая кандидатура для вербовки, у них было много общего. Так, в 1961 году они оба получили новые звания: Грибанов стал генерал-майором, а Раневская – народной артисткой.
Кроме того, и Фаина Георгиевна, и Олег Михайлович обладали чувством юмора и даром убеждения. Именно поэтому автор книги «КГБ – ЦРУ. Кто сильнее» Игорь Атаманенко считает, что если бы Грибанов сам беседовал с Раневской, то вряд ли та смогла бы ему отказать. Но на свою беду новоиспеченный генерал поручил встретиться с артисткой своему подчиненному по фамилии Коршунов.
Я готова!
Как описывает те события начала 60-х Алексей Саркелов в своем сборнике «Думай, как Раневская», Коршунов начал издалека. Первым делом он поведал актрисе о «коварных империалистах» и «шпионах», которые ставят под угрозу «светлое будущее» страны. Фаина Георгиевна, которая сразу все поняла, возмутилась, мол, ей уже за 60, а ей предлагают такие вещи. Но Коршунов заверил Раневскую, что та выглядит гораздо моложе своих лет. Тогда актриса придумала другую, еще более изощренную отговорку.
Раневская заверила Коршунова в том, что она с радостью примет его предложение, но она считает своим долгом предупредить его о некоторых трудностях, который могут возникнуть в процессе их совместной работы. Известный публицист Збигнев Войцеховский в своей книге «Раневская, что вы себе позволяете?!» писал, что Фаина Георгиевна заверила сотрудника КГБ в то, что она не сможет выполнить ни одного задания. Она якобы живет в коммунальной квартире да еще и имеет дурную привычку разговаривать во сне, поэтому боится, что ночью разболтает все секреты соседям.
Сумасшедшая соседка
Если верить Елене Князевой, автору статьи «Фаина Раневская», включенной в сборник «Личности в истории. Россия», своим монологом актриса убедила работника госбезопасности в том, что ей необходимо срочно выделить квартиру. Через месяц Раневская уже праздновала новоселье: она наконец-таки получила отдельное жилье. После переезда Коршунов снова принялся атаковать Фаину Георгиевну, но ей все время удавалось откладывать очередную встречу на Лубянке. А вскоре на столе у Грибанова появилось заявление от жильцов дома, в котором поселилась Раневская. Те утверждали, что артистка не дает им покоя: круглые сутки кричит, что «разделается со всеми империалистами», как только ее примут в ряды сотрудников КГБ. После этого Грибанов приказал Коршунову поискать вместо сумасшедшей Раневской кого-нибудь другого.
По словам Игоря Атаманенко, спустя какое-то время Коршунов узнал о том, кто написал пресловутое «коллективное заявление». Оказалось, его автором была сама Раневская. За пару бутылок спиртного она наняла местного сантехника, чтобы тот, представившись ее соседом, отнес бумагу в МГБ.