Перед казнью преступникам завязывают глаза. Об этом знал комендант штаба Московского округа войск ПВО Михаил Хижняк. Именно он принес полотенце, которым собирался прикрыть лицо Лаврентия Берии. Но это полотенце Хижняку пришлось снять.
Обвинения и приговор
Если верить официальной версии, Лаврентий Павлович Берия был взят под стражу летом 1953 года по обвинению в «преступных антипартийных и антигосударственных действиях, направленных на подрыв советского государства в интересах иностранного капитала». Следствие по делу Берии длилось около полугода. Все это время бывший министр, как известно, содержался в охраняемом бункере штаба Московского военного округа.
После того, как в декабре того же 1953 года состоялось заседание Верховного Суда, на котором Берии был вынесен смертный приговор, его расстреляли. Интересно, что казнили Лаврентия Павловича прямо в бункере МВО. Мало того, как свидетельствовали очевидцы событий, застрелил высокопоставленного заключенного Павел Батицкий, командовавший войсками Московского округа. Причем, Батицкий сам вызвался привести приговор в отношении «врага народа» в исполнение.
Приготовление к казни
Кроме Павла Батицкого, а также военачальника Кирилла Москаленко и прокурора Романа Руденко, в бункере в момент расстрела находился Михаил Хижняк, комендант московского штаба. Именно Хижняк подготовил все необходимое для казни Берии. В частности он по приказу Москаленко съездил домой к Лаврентию Павловичу и привез ему оттуда другой костюм черного цвета. Хижняк же вместе с плотниками соорудил деревянный щит для того, чтобы пули не срикошетили в присутствующих.
Михаил Хижняк, как пишет в своей книге «Двуликий Берия» историк Борис Соколов, где-то прочел, что перед казнью преступникам завязывают глаза. Хижняк взял обычное армейское полотенце и принялся завязывать его на голове Берии. Но Батицкий его остановил: «Ты чего завязываешь?! Пусть смотрит своими глазами!». Хижняку ничего не оставалось, как повиноваться. Он снял полотенце с лица Лаврентия Павловича, после чего Батицкий выстрелил тому в переносицу.
«Весь обмарался»?
Скорее всего, находившиеся в бункере МВО надеялись увидеть, как Лаврентий Берия начнет паниковать перед смертью, или хотя бы заметить страх в его глазах. Отсюда и родились легенды о том, что Берия во время казни рыдал и умолял о пощаде. Одним из авторов подобных слухов стал Георгий Жуков. Маршал утверждал, что Лаврентий Павлович даже встал на колени и «весь обмарался». «Словом, гадко жил и еще более гадко умер», — резюмировал Жуков.
Однако Михаил Хижняк вспоминал, что Берия держался вполне достойно, он не плакал и ни о чем не просил. У него лишь дергалась правая сторона лица. Об этом, кстати, сообщает в своей книге «Смерть Сталина» и Леонид Млечин. Примечательно, что публицист Антон Антонов-Овсеенко утверждал, что повязка на лице Берии все-таки была, но она спала. Над повязкой якобы «сверкнул дико выпученный глаз», второй же экс-министр зажмурил. Вот только Антонов-Овсеенко на казни Берии не присутствовал.