Супруга Леонида Брежнева никогда не интересовалась политикой и не любила показываться на публике. Тем не менее Виктория Петровна и по сей день считается одной из самых загадочных фигур советской истории. Множество вопросов вызывает, к примеру, биография «первой леди», а в частности ее происхождение.
«Нерабочее» имя
Виктория Петровна, которая в девичестве носила фамилию Денисова, родилась в городе Белгороде в 1907 году. Как пишет Евгений Додолев в своей книге «Дело Галины Брежневой. Бриллианты для принцессы», родители будущей «первой леди» СССР были простыми людьми: отец Петр Никифорович трудился на железной дороге, а мать Анна Владимировна занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
В связи с этим стоит упомянуть, что, кроме Виктории, в семье Денисовых подрастали еще три дочери и сын. Однако сестрам и брату Брежневой достались, как выражалась сама Виктория Петровна, обычные имена: Александра, Валентина, Лидия и Константин. Именно имя и стало одной из основных причин, по которым Викторию Брежневу подозревали в наличии еврейских корней.
Однако, если верить книге Сергея Семанова «Брежнева: правитель "золотого века"», Виктория Петровна довольно просто объясняла желание родителей назвать дочь «на польский манер». По словам Брежневой, в Белгороде у них было множество соседей-поляков. Да и у крестного отца Виктории Петровны дочь звали так же. Видимо, «заграничное», а точнее, как указано в приведенном Семановым интервью с Брежневой, «не рабочее» имя Денисовым приглянулось.
Настоящая фамилия
Но наиболее горячие споры вызывает все же не имя супруги генсека, а ее фамилия. Известный журналист и биограф Федор Раззаков, автор книги «Гибель советского кино. Тайна закулисной войны. 1973—1991 годы», уверенно заявляет, что на самом деле Викторию Петровну Денисову звали Викторией Пинхусовной Гольдберг. И тут уж отрицать еврейское происхождение «первой леди» никак нельзя.
Мало того, Анатолий Тещенко в книге «Колокола тревог» замечает, что, по некоторым данным, дядей Виктории Брежневой был не кто иной, как Лев Захарович Мехлис, крупный государственный и военный деятель, один из зачинателей репрессий в рядах Красной Армии. Именно благодаря Мехлису Леонид Брежнев и занял в 1945 году должность начальника политуправления 4-го Украинского фронта.
Писатель Леонид Млечин в своей книге «Брежнев» пишет о том, что Мехлис действительно благоволил Леониду Ильичу. По слухам, Лев Мехлис даже уговаривал полевую жену Брежнева, Тамару связать свою жизнь с будущим генсеком. Однако Млечин считает, что все это, включая родство Виктории Петровны с Мехлисом, всего лишь фантазии. Племянницей Льва Захаровича злые языки называли даже саму Тамару, а Виктория Брежнева успела побывать и в роли его родной «дочери».
Слух и истина
Тем не менее домыслы о происхождении Виктории Брежневой для многих постепенно превратились в непререкаемую истину. К примеру, автор издания «Кремлевские жены», Лариса Васильева утверждала, что Брежнева сама рассказывала о том, как ее, прибывшую во Францию вместе с мужем, встретили с плакатом: «Виктория Петровна! Вы же еврейка! Помогите своему народу! Пусть евреев отпустят на родную землю!».
Да и Людмила, супруга Юрия Брежнева, сына генсека и Виктории Петровны, частенько шутила по поводу национальности свекрови: мол, а не было ли у Анны Владимировны Денисовой романа с каким-нибудь интеллигентным евреем, пока Петр Никифорович управлял паровозом. По крайней мере, именно такую историю из жизни семьи Брежневых описывает в своей книге «Самые секретные родственники» Николай Зенькович.