21/03/22

«Виски»: как из-за советской подлодки едва не началась война Швеции с СССР

История с подводной лодкой класса «Виски», как ее окрестили на Западе, на долгие годы отравила отношения между СССР и Швецией. Более того, в октябре 1981 года, когда и произошел инцидент, мог начаться настоящий вооруженный конфликт. Все дело в том, что советская субмарина оказалась в территориальных водах чужой страны.

Находка в Гусином проливе

Осенью 1981 года средняя дизель-электрическая подводная лодка Балтийского флота «С-363» с бортовым номером 137 класса «Виски», как ее окрестили на Западе, совершала учебное плавание в Балтийском море. В ночь с 27 на 28 октября подлодка вошла в закрытую зону шведских территориальных вод и по неизвестной в тот момент причине села на каменную мель в Госефьорде (Гусином проливе) у острова Турумшер всего в 15 километрах южнее крупной военно-морской базы Карлскруны. Субмарина засела так плотно, что многочасовые попытки раскачать ее толчками ходом вперед-назад и дифферентом на корму для того, чтобы снять с камней, не дали никаких результатов.

Утром застрявший советский корабль обнаружил рыбак, который и доложил об этом в соответствующие органы. Поначалу рыбаку никто не поверил, но тот оказался настойчивым. Вскоре к подводной лодке был отправлен катер береговой охраны с начальником штаба базы, капитаном Карлом Андрессоном. Андрессон вступил в переговоры с командиром советского корабля Анатолием Гущиным. Однако переговоры ничем не закончились. Гущин отказался не только покидать субмарину, но и объяснять, с какой целью советские подводники проникли на территорию Швеции. Моряки с «С-363» были готовы дать отпор и шведским военным, которые намеревались проникнуть на борт корабля. В случае реальной угрозы подлодка могла быть взорвана самим экипажем.

Последствия инцидента

Между тем атмосфера накалялась. Швеция и СССР были в шаге от вооруженного конфликта. 28 октября 1981 года шведское правительство вручило советскому послу протест по поводу нарушения суверенитета, а на следующий день главнокомандующему вооруженными силами Швеции было поручено провести тщательное расследование инцидента. Стиг Хадениус в своей книге «Шведская политика в ХХ веке: конфликт и согласие» писал о том, что комиссии, занимавшиеся этим вопросом, заявили, что лодка оказалась у берегов Швеции намеренно.

Положение усугублялось предположением шведов о том, что на борту советской подлодки находятся одна или даже несколько ядерных боеголовок.
Советская сторона сообщила о своей готовности выслать в Швецию спасательные суда для того, чтобы снять подлодку с мели, но шведы отказались от этого предложения. К консенсусу пришли только 1 ноября, условившись о том, что шведские специалисты сами проведут операцию, а командир Анатолий Гущин и замполит Василий Беседин будут допрошены. Кроме того Швеция требовала от СССР официальных извинений и материальной компенсации всех расходов. 6 ноября субмарину сняли с мели, а чуть позже подводники вернулись на родину. Там их тоже не ждал теплый прием. Анатолия Гущина сняли с должности и отправили на берег, капитана Иосифа Аврукевича уволили из вооруженных сил. Только Василий Беседин был признан невиновным.

Причины аварии

Такие приговоры основывались на результатах проведенного уже советской стороной расследования. Как пишет Вячеслав Звягинцев в своей книге «Трибунал для флагманов», за несколько суток до происшествия подводная лодка «С-363» угодила в рыбацкий трал. От снастей кораблю удалось освободиться, но при этом погнулась антенна, использовавшаяся для радиопеленгации. По словам Звягинцева, трудно судить о том, насколько данный инцидент повлиял на дальнейшее развитие событий, так как существовали и другие способы определения местоположения корабля. Однако командир субмарины и штурман Коростов оказались слишком слабыми специалистами. Количество штурманских ошибок с течением времени нарастало. В конце концов, когда считалось, что корабль находится в центре Балтийского моря, он был уже у берегов Швеции.

Примечательно, что поначалу шведы не отрицали того факта, что имели место неполадки навигационного оборудования, но заявляли, что эти неполадки не могли быть основной причиной проникновения корабля на территорию Швеции. Правда, после допроса членов экипажа шведские власти все же признали, что неисправность аппаратуры и ошибки советских подводников и забросили подводную лодку на мель. В результате банальной навигационной аварии был нанесен серьезный удар по престижу СССР. Мало того, имели место и далеко идущие последствия. Инцидент с «С-363» надолго похоронил идею создания на Балтике зоны мира. Сама же история стала излюбленным объектом различных спекуляций и испортила советско-шведские отношения на долгие годы.