18/09/21

Власовцы-«кинозвёзды»: как русские снимались в последнем фильме Третьего рейха

Вторая мировая война породила интерес к Наполеоновским войнам – самой близкой по накалу драматических событий эпохе. Вышедший в СССР в 1940 году фильм «Суворов», посвящённый Швейцарскому походу 1799 года, «реабилитировал» великого полководца в глазах советских людей как раз накануне Великой Отечественной войны. Борьбе с Наполеоном был посвящён и самый последний фильм Третьего рейха – военная драма «Кольберг», которая вышла в начале 1945 года. Эта лента примечательна тем, что в её съёмках участвовали русские коллаборационисты из армии генерала Власова.

«Унесённые ветром» по-немецки

Работа над фильмом «Кольберг», по разным данным, началась в 1942 или в 1943 году. По задумке рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса, фильм должен был стать выдающимся историческим «блокбастером».

«Геббельс хотел затмить голливудских «Унесённых ветром», а потому выделил на съёмки «Кольберга» 8,5 миллионов рейхсмарок», – отмечает историк Андрей Васильченко в книге «Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего Рейха».

В основу сюжета лёг малоизвестный в России эпизод антифранцузского сопротивления жителей города Кольберга в Восточной Померании (ныне польский Колобжег). Для немцев осада Кольберга имела почти то же значение, что для русских история городка Козельска, ожесточённо сопротивлявшегося нашествию монголо-татар в 1238 году.

В письме к режиссёру Вайту (Файту) Харлану 1 июня 1943 года Адольф Гитлер так сформулировал задачу фильма: «Показать на примере города, именем которого названа картина, что нация, у которой фронт и тыл едины, справится с любым противником».

Власовцы на экране

Киностудия UFA стремилась на 100% «освоить» бюджет картины, что вылилось в безумное для воюющей страны расточительство ресурсов: фильм снимался на цветную плёнку, которая была дефицитом, под Берлином для съемочной группы выстроили копию исторического Кольберга, которую затем сожгли для «красивой картинки».

Для фильма заготовили 10 тысяч комплектов исторической униформы (тем временем немецкие солдаты замерзали на Восточном фронте из-за отсутствия зимней одежды). Часть мощностей военных заводов перевели на производство пиротехники для батальных сцен. В кадр «Кольберга» попало шесть тысяч лошадей. А ради имитации снежных сугробов в летнее время в киногородок завезли несколько вагонов соли. И наконец, для фильма задействовали грандиозную массовку. Некоторые источники оценивают количество статистов, участвовавших в фильме, в 187 тысяч человек (другие исследователи считают эту цифру завышенной). Двое актёров из массовки погибли при случайном взрыве.

На съёмки отправлялись целые дивизии вермахта. Но они всё-таки были нужнее на фронте, поэтому ведомство доктора Геббельса решило задействовать Русскую освободительную армию генерала Власова. Об этом факте известно немногое, но, как утверждает историк немецкого кинематографа Богуслав Древняк, для фильма среди власовцев отобрали «опытных всадников». По иронии судьбы, русские коллаборационисты играли либо французских, либо прусских кавалеристов. Само по себе участие власовцев в фильме показывает, что немцы, несмотря на все заявления генерала-предателя, рассматривали его воинство не как серьёзную силу на войне, а скорее как «вспомогательный персонал».

Судьба ленты

Йозеф Геббельс надеялся, что фильм «Кольберг» даст патриотический импульс немецкому народу. Он лично контролировал все этапы производства ленты. После поражения под Сталинградом Геббельс утверждал, что фильм «как нельзя лучше подходит к нынешнему военно-политическому ландшафту». Картина должна была показать немецкому зрителю, что такое «тотальная война» – это верность фюреру до последнего, невзирая на жертвы.

«Граждане Кольберга скорее похоронят себя под обломками, нежели изменят в верности королю и своей стране», – восклицала главная героиня «Кольберга» крестьянка Мария.

Но затянутость съёмок и долгий монтаж сыграли с фильмом злую шутку. 30 января 1945 года, когда «Кольберг» вышел на экраны Берлина, лента о доблести немецкого оружия уже выглядела откровенной насмешкой. Жителям реального города Кольберга. 4 марта 1945 года Совинформбюро сообщило: «Войска 1-го Белорусского фронта, прорвав сильно укрепленную оборону немцев восточнее города Штаргард, за четыре дня наступательных боёв продвинулись вперёд до 100 километров и вышли на побережье Балтийского моря в районе города Кольберг».

В ходе последующих боёв Кольберг лишился 80% зданий. К 18 марта сопротивление местного гарнизона было полностью сломлено Красной Армией, а немецкое население навсегда покинуло прославленный нацистской пропагандой город.