Почти тысячекилометровую Волжскую рокаду (дорогу, которая идёт вдоль линии фронта) в 1942 году проложили всего за рекордные 6 месяцев. Таких темпов строительства больше за годы существования СССР никто достигнуть не смог. Возводился же объект силами зеков ГУЛАГа. Так что заключённые фактически обеспечили победу над фельдмаршалом Паулюсом.
Быстрее всех
Масштаб стальной магистрали, соединяющей Сталинград, Саратов, Сызрань, Ульяновск и Свияжск, даже по меркам мирного времени поражает. Помимо того, что работать приходилось в непосредственной близости от фронта, рабочим с самого начала не хватало материалов – рельсов и шпал. Для спасения положения в конце весны 1942 года Госкомитет обороны распорядился демонтировать почти 200 километров железнодорожных путей на направлении БАМ – Тында. К строительству Волжской рокады привлекли и несколько десятков тысяч заключённых ГУЛАГа, работавших на дальневосточном участке.
Волжская рокада пролегла по берегам степных рек, что существенно упростило процесс проведения земляных работ. В районе в кратчайшие сроки обустроили два лагеря осужденных ГУЛАГа: Сталинградский и Саратовский. Вместе с сызранским они образовали Приволжский железнодорожный ИТЛ, функционировавший до конца 1944 года.
Летом 1942 года на помощь зекам пришли красноармейцы, побывавшие в плену или вышедшие из окружения. Также в строительстве принимали участие мирные жители – женщины и подростки.
Работы не прекращались ни на день – на процесс не повлияли даже бомбардировки гитлеровской авиации. В результате всего через 103 дня после начала строительства по ветке Иловля – Петров Вал прошли первые поезда. Почти в полном объëме 978-километровая Волжская рокада начала функционировать в октябре 1942 года, а 1 ноября её официально приняли в эксплуатацию.
Дорога жизни
Рекорд, который сами того не желая поставили путейцы, не побит до сих пор. На Земле железных дорог такой протяжённости в такие сроки и в спартанских условиях больше никто не строил.
Но спешка была оправдана. Волжская рокада сыграла большое значение в Сталинградской битве и в итоге повлияла на исход войны в целом. Маршал Георгий Жуков называл её «дорогой жизни», благодаря которой советские войска под Сталинградом получали необходимые резервы и вооружение. Также по рокаде были эвакуированы из города, частично занятого немцами, более 20 тысяч вагонов с заводским оборудованием и эшелоны с беженцами и ранеными.
Магистраль действует и сегодня. По ней на поездах многочисленные пассажиры добираются до курортов Чёрного моря.