02/03/20

Вопреки инструкции: как 19-летний оператор спас Балтийский флот

Незадолго до начала Великой Отечественной войны вчерашний выпускник одесской школы Григорий Гельфенштейн был призван в армию. Он попал в войска ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи). И это обстоятельство определило всю дальнейшую жизнь Григория Ильича.

Служба в войсках ВНОС

Довоенная биография героя, который спас Балтийский флот, никакими необычными фактами не отличалась. Григорий Ильич Гельфенштейн появился на свет в 1922 году в Одессе. Там же он окончил среднюю школу. Почти сразу после этого в 1940 году был призван на военную службу. Как вспоминал в одном из своих интервью журналу «Нева» в 1996 году сам Григорий Ильич, службу свою он начал в городе Баку, в 28-м радиополку ВНОС. Эти войска, созданные еще в царские времена, существовали в нашей армии до 1952 года.

По словам Николая Симонова, автора книги «Несостоявшаяся информационная революция. Условия и тенденции развития в СССР электронной промышленности и средств массовой коммуникации», в год призыва Григория Гельфенштейна проводились испытания импульсной радиолокационной станции «Редут» с двумя синхронно вращающимися кабинами. В июле 1940 года эта РЛС была принята на вооружение советских частей ВНОС под названием РУС-2 (радиоуловитель самолетов). Именно работу на РУС-2 и освоил Гельфенштейн до начала Великой Отечественной войны.

Поднял тревогу - и сохранил флот

Незадолго до нападения фашисткой Германии на Советский Союз Григорий Гельфенштейн был переведен в Ленинград для прохождения дальнейшей службы в 72-м отдельном радиобатальоне ВНОС. Как указано в сборнике «Редуты» на защите Ленинграда» (составители - Елена и Евгений Сентянины), Гельфенштейн занял должность старшего оператора РЛС. Вскоре после объявления о начале военных действий в батальон поступили две системы типа РУС-2. Одна из них получила условное обозначение «Редут-2», вторая - «Редут-3». Старший сержант Григорий Гельфенштейн возглавил одну из дежурных смен последней системы.

Как пишут Михаил Зефиров, Николай Баженов и Дмитрий Дегтев в книге «Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота», 21 сентября 1941 года около 11 часов утра Григорий Гельфенштейн заметил движение групп самолетов противника. Обычно так начинались налеты на Ленинград. Однако на этот раз оператор насчитал порядка 220-250 самолетов. Все они держали курс на Кронштадт, у них был приказ уничтожить артиллерию Балтийского флота. Вопреки инструкции Гельфенштейн по прямой связи со штабом ПВО КБФ сообщил об опасности.

Радиолокация как призвание

Примечательно, что техника Григория Гельфенштейна подвела, потому как самолетов на самом деле было не 250, а всего лишь 25. Тем не менее тревога, поднятая старшим оператором РЛС, не была ложной и помогла советской стороне избежать больших потерь. Недаром впоследствии журналисты окрестили эту атаку «несостоявшимся Перл-Харбором».

Григорий Ильич без наград не остался: победу он встретил с орденом Отечественной войны 2-й степени и несколькими медалями на груди. Правда, за тот случай, произошедший в сентябре 1941 года, Гельфенштейн так ничего и не удостоился.

Как сказано в «Истории Петербурга» (2001 г.), после войны Григорий Ильич остался жить в Ленинграде. Через несколько лет он получил диплом Ленинградского политехнического института и продолжил заниматься радиолокацией. Впоследствии Гельфенштейн стал автором десятков изобретений в этой и других областях. Все свои разработки он запатентовал. Среди них есть, например: громкоговоритель «Плутон», устройство отображения координатной информации, устройство управления натяжением магнитной ленты в аппарате магнитной записи и даже устройство для жарки пищевых продуктов «Помощница».