13/12/22

«Война из засад»: почему финны смогли нанести такой большой урон РККА

Легендарный русский полководец Александр Суворов, за свою жизнь не проигравший ни одного сражения, всегда призывал воевать не числом, а умением. Он не без основания полагал, что на поле брани тактика и умение значат не меньше, чем количество и мощь, и выводы его подтверждает история. Достаточно вспомнить, как Красная армия, имея колоссальное преимущество в живой силе и технике, едва смогла справиться с разрозненными финскими войсками во время Зимней войны.

Силы сторон

К началу конфликта в ноябре 1939 года в распоряжении СССР было более 425 тысяч солдат, почти 2900 орудий, 2300 танков и 2450 самолётов. Уже через несколько месяцев советский воинский контингент на Карельском перешейке увеличился до 760 тысяч человек.

Финляндия, по её оценкам, на момент нападения могла противопоставить порядка 250 тысяч солдат, 30 танков и 130 самолётов. По советским данным, регулярные финские войска насчитывали 265 тысяч человек, 64 танка, 270 самолётов и 534 орудия, не считая береговых батарей. Плюс, в течение войны к ним присоединились добровольцы – всего около 11 тысяч бойцов.

Более того, несмотря на то, что ни одна страна официально не выступила на стороне Финляндии, помощь ей – как дипломатическую, так и материальную – оказывали Великобритания, США, Франция и Швеция. Стокгольм, один из главных союзников, передал Хельсинки 29 самолётов, почти 300 орудий разного типа, 80 тысяч винтовок и 50 миллионов патронов. Британцы поставили 75 самолётов, в том числе новейшие бомбардировщики «Бленхейм» и истребители «Харрикейн», 114 полевых и 200 противотанковых орудий и снаряды к ним. Французы подарили финнам 49 истребителей, а ещё 130 самолётов выгодно продали.

Посильную помощь Финляндии оказали также Дания, Италия, Бельгия и даже Южно-Африканский Союз. В общей сложности за время войны Суоми получила 350 самолётов, 500 орудий, более шести тысяч пулемётов, около 100 тысяч винтовок и другое вооружение.

Этого всё равно не хватало хотя бы для того, чтобы сравняться с СССР. Другое дело, что переданное вооружение зачастую было на порядок лучше того, которым располагали участники конфликта. Например, половину – 32 единицы – всех танков, стоящих на вооружении финнов, составляли Vickers Mk E – выпущенные в Великобритании машины, отвергнутые британской армией и в итоге отправленные на экспорт. Остальные 32 танка – видавшие ещё Первую мировую войну Renault FT, преимущественно годные лишь для того, чтобы использоваться в качестве неподвижных огневых точек.

У Советского Союза ситуация была немногим лучше. На балансе у Красной армии имелись танки серии БТ, лёгкий Т-26 и тяжёлый Т-28, а также плавающие Т-37 и Т-38. Броню каждого из них имевшиеся у финнов орудия и пушки пробивали без труда. К тому же часть машин имела только пулемётное вооружение, неспособное поражать бронированные цели. Только новейшие машины: СВК, КВ и Т-100 – доказали эффективность при прорыве укреплённых линий обороны, но таких танков у СССР было ограниченное количество.

Причины неудач

Зимняя война закончилась формальной победой Москвы. Все официально объявленные территориальные претензии СССР были удовлетворены, а лидер страны Иосиф Сталин отмечал «хорошую работу» Красной армии. В то же время сам ход боевых действий укрепил мнение руководства западных государств о слабости советских войск, и самой главной причиной для этого стали значительные боевые потери. Советский Союз лишился более 126 тысяч человек, тогда как Финляндия потеряла убитыми почти 26 тысяч солдат.

Бросается в глаза и несостоятельность плана Москвы на войну. Совсем не оправдался расчёт на молниеносный прорыв, потому что командование неверно оценило боеспособность противника и просто было не в курсе того, какие оборонные сооружения могут встретиться на пути красноармейцев. Сказались и проблемы в управлении и организации снабжения войск.

Историки склонны списывать неудачи советских войск на многие факторы. Исследователи, например, пеняют на плохую подготовленность командного состава, отсутствие у личного состава специфических навыков, необходимых для ведения войны зимой в условиях Финляндии. Большие потери они также объясняют, в частности, неожиданно суровой зимой и тем, что финские солдаты в отличие от красноармейцев были лучше экипированы для боёв в морозы.

Раз«мотти»руй и побеждай

Вместе с тем, больше всего неприятностей советским войскам доставили не холод и снег, а применяемая финнами партизанская тактика. Она получила название «Мотти», и суть её заключалась в том, чтобы вместо позиционной борьбы с превосходящими силами противника разделить их на отдельные обособленные группы, а затем методично ликвидировать. Для этого использовались небольшие отряды лыжников, часто вооружённых только автоматами, и снайперов-«кукушек», нападавших на подразделения, остановившиеся на привал, или на передвигающиеся колонной.

За месяцы войны финнами была выработана чёткая последовательность действий при атаке. Чаще всего она совершалась на группы, идущие по дорогам, где был невозможен или сильно затруднён съезд. Сначала при помощи мин, коктейлей Молотова или пулемётного огня из строя выводились ведущая и замыкающая машины, затем снайперы уничтожали водителей, командиров и связистов противника, а также полевые кухни. В результате колонна становилась полностью неуправляемой и обездвиженной — отсюда и название тактики: «мотти» буквально переводится как «поленья».

Дальше дело оставалось за малым – завершить разгром колонны до её полной ликвидации. Причём для этого даже не требовалось убивать оставшихся солдат: часто финны предоставляли сделать своё дело холоду и голоду, просто следя за тем, чтобы никто не мог покинуть группу или подойти к ней. После этого оставалось лишь забрать нетронутую огнём советскую артиллерию, танки, грузовики и конный состав. Как раз этим и объяснялось то, что к окончанию войны армия Финляндии захватила значительное количество советской бронетехники, и то, что причиной смерти многих красноармейцев официально считается обморожение.