Противостояние «вертолет против самолета» сродни состязанию в скорости между поездом и автомобилем или выяснению, кто сильнее, в схватке между боксером и каратистом. Такие противостояния не представляют практического интереса, так как в реальности маловероятны. Но выяснить, какая из летающих машин одержит верх, очень интересно.
Немного теории
На первый взгляд, в воздухе очевидное преимущество оказывается у самолета. Он быстрее, способен набирать большую высоту, обладает лучшим вооружением. Речь, конечно, идет об истребителях. Ведь они как раз и предназначены для ведения воздушного боя. И в этом главное отличие от вертолета. «Вертушки» не зря называют летающими танками. Их основная задача — борьба с наземными движущимися и стационарными объектами и бронетехникой противника.
Достоверно известно, что первую симуляцию столкновения вертолета и самолета провели еще в Германии в ходе испытаний Fl.282 Kolibri «Колибри» на Балтике в 1942 году. Этот небольшой синхроптер (вертолет с двумя «пересекающимися» винтами) использовался в основном в разведывательных целях, поэтому оружием не обладал. Зато обладал отличной маневренностью. «Обстрел» машины из фотопушек, установленных на самолетах, при последующем изучении показал, что «поражен» вертолет не был.
Свой эксперимент по моделированию ситуации проводили и в СССР. И выводы оказались весьма неочевидными: при расстоянии между машинами менее 600 м вертолет имеет существенное преимущество. А на большей дальности он способен нивелировать недостаток вооружения, маневрируя и используя в качестве укрытия складки местности.
Преимущество вертолета еще и в том, что на малых высотах, до 150 м, радиолокационные системы импульсно-доплеровского типа (такие, например, установлены на современных модификациях МиГ-23) его не обнаруживают. Другое дело, что опытный экипаж истребителя вряд ли подпустит вертолет достаточно близко. В то время как сам вполне может за счет скорости и уйти от ракет противника, и разорвать дистанцию и атаковать врага с дальних расстояний.
Реальные воздушные столкновения
В силу того, что вертолеты и самолеты обычно выполняют разные боевые задачи, их столкновений в мире происходило не так и много. Так, в 1985 году в ходе Гражданской войны в Анголе произошел ряд столкновений советских вертолетов Ми-25 (экспортный вариант Ми-24) и итальянских легких истребителей «Импала». Победа осталась на стороне последних, хотя один из самолетов и получил повреждения. Но они оказались не критичными, и пилот успешно посадил машину на основном аэродроме.
Впрочем, первое из зарегистрированных столкновений произошло раньше — в 1978 году. Тогда советский истребители МиГ-23 атаковал два иранских вертолета «Чинук», нарушивших границу. Один из вертолетов был уничтожен ракетой Р-60, второй сбит из авиапушки. Самолет при этом не пострадал. Но считать этот бой полноценным не стоит, ведь «Чинук» — это, скорее, вспомогательный транспортник, который сложно считать полноценным штурмовым вертолетом.
А вот несколько обратных примеров. В 1982 году пилот сирийского Ми-24В, выполняя боевое задание, столкнулся с двумя «Фантомами». Выполнив эффектный и неожиданный разворот, он выпустил две ракеты Р-60, поразив сразу оба идущих на встречном курсе истребителя.
Аналогичное боестолкновение произошло двумя годами позже в ходе ирано-иракской войны. Пилот Ми-24Д ВВС Ирака, уйдя на предельно малую высоту, не дал «Фантому» воспользоваться ракетами «воздух-воздух», поразив снизу фюзеляж противника своими неуправляемыми ракетами С-5.
Относительно недавняя победа принадлежит российскому вертолету Ми-24ВП, который в ходе вооруженного конфликта в Абхазии в 1992 году за счет грамотного маневрирования сумел поразить противотанковой ракетой грузинский Су-25.
Так что в таких противостояниях все определяет не только скорость и вооружение, но и мастерство пилота.