19/06/19

Воздушные десанты Красной армии и союзников: чем они различались

Сама идея создания воздушно-десантных войск принадлежит американскому полковнику Уильяму Митчелу, который ещё в 1918 году предлагал высаживать специально обученную пехотную дивизию в тылу противника. Как упоминает в своей книге «Воздушно-десантные войска», Ю.Ненахов, для переброски десанта Митчел планировал использовать 250 тяжелых самолётов, способных брать на борт по 40 вооруженных десантников. Формирование 1-й американской воздушно-десантной дивизии и планирование операции началось, но закончившаяся война не дала завершить задуманное.

Полноценные воздушно-десантные войска смогли создать уже в Советском Союзе. Размеры советских ВДВ значительно превосходили аналогичные в других странах. Начав с шести бригад, в 1941 году развернули пять воздушно-десантных корпусов, а к концу года их количество увеличили до десяти (несмотря на потери). Позже отказавшись от корпусной структуры, сформировали 16 дивизий, но эти соединения уже не отличались от обычной пехоты, и к десантированию парашютным способом не были предназначены. Однако и про парашютные десанты не забывали, для чего в отдельные периоды имелось до 20 отдельных воздушно-десантных бригад.

По своим размерам к советским ВДВ приблизились лишь американские, в которых в ходе Второй Мировой войны было сформировано пять дивизий. В армии Великобритании было лишь три дивизии, из которых одна не принимала участия в боевых действиях. Воздушно-десантные войска Германии на пике своего развития  включали одну парашютно-десантную и одну посадочно-десантную дивизии. Немецкие, английские и американские дивизии по составу примерно соответствовали советскому воздушно-десантному корпусу.

Однако несмотря на значительную численность воздушно-десантных войск, Красная Армия провела лишь две операции сравнительно небольшого масштаба. В обоих случаях планировали высаживать корпус трёхбригадного состава. И в обоих случаях возникли проблемы с транспортной авиацией, которой не хватало.

Во время Вяземской операции 1942 года вместо корпуса удалось в первой волне высадить лишь бригаду, используя 65 самолетов ПС-84. Далее было привлечен 41 самолет ПС-84 и 23 ТБ-3, что позволяло за несколько рейсов высаживать по одной бригаде. Всего высадили 9870 человек.

Аналогичная ситуация возникла и во время Днепровской операции 1943 года, когда для высадки трёх бригад было выделено два полка транспортной авиации (65 самолетов ПС-84), которых едва хватило для выброски за два рейса лишь части одной из бригад. В результате десантировали лишь 4575 человек.

Что касается союзников, то очень крупные соединения военно-транспортной авиации, позволяли им проводить операции совсем других масштабов. При открытии «второго фронта» в Нормандии высаживалось сразу три дивизии, общей численностью около 17 000 человек. В Голландской операции 1944 года под кодовым название «Маркет-Гарден» высаживалось сразу три дивизии и отдельная бригада (34 876 человек), при форсировании Рейна использовали две дивизии (16 870 человек). Согласно данным Джеймса Гейвина из его книги «Воздушно-десантная война», для высадки в Нормандии было задействовано 1384 транспортных самолёта, 3250 транспортных планеров и 50 грузовых планеров, способных перебрасывать танки.

В Голландии было использовано 1250 транспортных самолетов, 354 бомбардировщика, предназначенных только для буксировки планеров, 478 планеров. При форсировании Рейна союзники располагали 1595 транспортными самолетами и 1347 планерами, при поддержке 5000 истребителей и 3000 бомбардировщиков. Задействованное союзниками число самолетов и планеров позволяло высадить первой волной весь парашютный десант и половину планерного, а затем и снабжать высаженные войска.

В отличие от РККА союзники широко задействовали планеры, что позволяло им десантировать тяжелое вооружение, вплоть до танков. В СССР до войны созданию планеров также уделяли внимание. В записке начальника Генштаба РККА наркому авиационной промышленности от 16 июня 1941 г. сообщается о планируемом в текущем году производстве 2000 транспортных планеров и 5500 в  следующем. Однако, реально в РККА во время войны имелось лишь два авиационно-планерных полка (по два десятка планеров в каждом), которые ограниченно использовались для доставки грузов партизанам и выброски диверсионных групп.

Принципиально отличалось планирование операций. Союзники готовили каждую операцию долго, проводя многократную разведку, десантируя передовые группы, обеспечивающие высадку основных сил. Заблаговременно планировалось снабжение десанта по воздуху на длительный срок всем необходимым, с учетом возможных потерь при переброске грузов самолётами.

Советский десант изначально рассматривался, как высокомобильное соединение, готовое в любой момент выйти из казарм, погрузиться в самолёты и высаживаться в любой точке. При этом снабжение десанта в первую очередь планировалось за счет захваченных трофеев. Советские десантники должны были действовать в условиях,  которые англичане и американцы не могли себе даже представить.

Характерным примером служит эпизод из фильма «Мосты слишком далеко». В ходе операции «Маркет-Гарден» английские десантники остаются без боеприпасов. Молодой боец, жертвуя жизнью, приносит выброшенный с самолёта контейнер, в котором оказываются запасные красные береты. В советской же Вяземской операции, снабжение десанта вообще первоначально не планировалось, так как рассчитывали выполнить задачу за несколько дней.

В целом же, основным отличием операций союзников был их масштаб. В ходе Второй Мировой войны англо-американцы высадили пять воздушных десантов, которые по своим размерам превосходили самые крупные советские — Вяземский и Днепровский.