Критерии брачного возраста в Советском Союзе всегда были законодательно, территориально и этнически неравнозначны для граждан СССР. Причем РСФСР по закону в этой возрастной градации изначально отводилась самая консервативная роль.
Все по закону
В советском «Демографическом энциклопедическом словаре» (1985 год) под редакцией Дмитрия Валентея говорится, что еще до образования СССР в укрепляющейся советской республике возрастные преференции в плане заключения брака были отданы закавказским республикам – до середины сентября 1918 года в Закавказье («для коренных народов») «возраст согласия» мог составлять: для мужчин – 16 лет, для женщин – 13 лет. Это ограничение действовало менее года, до введения в начале осени 1918 года Кодекса законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве.
К слову, в РСФСР с 1917-го года возраст брачующихся законодательно определялся по принципу «18:16». С 1918 года для закавказских невест и женихов требования подняли до российских «нормативов».
Когда стали уравнивать
Согласно «Демографическому энциклопедическому словарю», возрастная градация вступающих в брак с образованием СССР довольно долго оставалась территориально избирательной: с 1926 года разнополым кандидатам должно было быть по 18 лет в России, а также (в 1927 году) в Белоруссии и Казахстане.
На Украине, в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, а также в Грузии, Туркмении и Молдавии в 20-30-е годы девушка могла выйти замуж в 16 лет (юноша – в 18 лет). В Киргизии (1937 год) и в Прибалтике (1940-й) брачный возраст законодательно сравняли для обоих полов до 18 лет. Постепенно, с конца 20-х годов, «подтягивались» до женского 18-летия для брака и другие советские республики. Процесс был длительным – к концу 50-х годов ХХ века все равно на Украине, в Молдавии, Армении и Азербайджане минимальный возрастной предел для девушек при вступлении в брак составлял 16 лет.
Мужской брачный «барометр» на тот момент в СССР повсеместно строго стоял на 18-летии.
Жесткий возрастной «лимит»
В середине лета 1968 года в СССР был принят закон о браке и семье, которым для союзных республик (всех, кроме РСФСР) предусматривалось снижение возраста брачующихся максимум до 16 лет – согласно местным, республиканским, нормативным правовым актам.
В основном, действия, требующие узаконивания, были связаны с беременностью несовершеннолетних. Если брачующиеся не достигали 18 лет, на это смотрели сквозь пальцы. Но подобные факты в основном являлись скорее исключением, чем нормой.
Что и где «не нормировалось»
Ранние браки традиционно практиковались в Закавказье и у цыган. В СССР данные нюансы нивелировались и никогда не выставлялись на всеобщее обозрение. Подобные браки не регистрировались официально, но тем не менее, де-факто они существовали.
Надежда Демур, возглавляющая сегодня федеральную национально-культурную автономию российских цыган, утверждает, что ранние браки в принципе были чужды традиции цыган – цыганки, как правило, выходят (и прежде выходили) замуж в 22 – 23 года.
Этот комментарий Демур давала в 2016 году, когда 12-летняя беременная цыганка Лаура уже успела «задружить» с будущим отцом своего ребенка (ему на момент беременности было 15 лет), сыграть с ним (в 11 лет) цыганскую (официально не зарегистрированную) свадьбу. Девочка родила ребенка. СМИ долго муссировали тему уголовного преследования по поводу «сексуального преступления в отношении к заведомо несовершеннолетней». Но процессуальная точка в этом деле до сих пор не поставлена – отец ребенка, как только его объявили подозреваемым, сбежал в Казахстан. Лаура, по счастью, родила здорового сына.
Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Игорь Мороков, комментируя этот случай, отметил, что здесь многовековые этносоциальные особенности уклада жизни цыган оказались преобладающими по отношению к общепринятым, в том числе, с точки зрения федерального уголовного права – цыгане просто привыкли так жить и строить межличностные, брачные, отношения.
Нечто подобное до сих пор присутствует на Кавказе – там также выдают замуж девушек в возрасте до 18 лет. Но эту тему кавказцы тоже «традиционно» стараются не афишировать и уж вовсе не хотят муссировать ее в СМИ.