В начале XX века большевистская власть, взяв курс на искоренение религии, начала масштабную операцию, призванную подорвать один из ключевых столпов православия — культ святых мощей. Под предлогом «борьбы с обманом» была проведена беспрецедентная по размаху кампания по вскрытию святынь, результаты которой стали мощнейшим пропагандистским оружием и глубокой травмой для церкви.
Инцидент в Александро-Свирском монастыре
Толчком к началу широкомасштабной акции стал эпизод в октябре 1918 года. При описи имущества Александро-Свирского монастыря комиссар Август Вагнер обнаружил в раке святого Александра Свирского не тело, а восковую фигуру. Церковные власти настаивали, что это были подлинные «нетленные» мощи, принятые за куклу, но случай получил широкую огласку. Большевики использовали его как повод для проверки всех почитаемых останков по всей стране.
Масштабная операция: 63 вскрытия
С 1919 по 1920 годы было проведено 63 публичных вскрытия мощей в различных епархиях. Процедура была обставлена как «научное расследование»: присутствовали врачи, представители новой власти, духовенство и прихожане. Результаты, собранные 8-м отделом Народного комиссариата юстиции, были обнародованы в 1920 году в журнале «Революция и церковь» и произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Шокирующие находки: от кукол до строительного мусора
После осмотра комиссией выявлено, что среди мощей было пять кукол. Помимо воскового Свирского ими оказались Ефросиний Суздальский — тканевая кукла с останками скелета, Савва Сторожевский (Звенигород), Кирилл Новоезерский (Белозерск). Мощи патриарха Питирима Тамбовского оказались костями, залитыми воском и помещенными в металлическую раку.
Мужчины, которые берут фамилию супруги: что с ними не так
В трех гробницах вообще не было человеческих останков. При проверке святого Артемия Веркольского члены комиссии обнаружили три сундука с ватой, церковной одеждой, а в последнем уголь с битым кирпичом. По воспоминаниям участников, от увиденного некоторые монахи стали снимать свои черные одежды и просить остричь им волосы. В селе Воскресном в гробнице святого Павла Обнорского оказались обычные доски, старые монеты, строительный мусор и пустая банка от помады для волос марки «Брокар». Гробница с мощами Макария Жабынского в Тульской губернии была пустой.
Среди «нетленных мощей» выявлено и восемь мумифицированных тел, большинство из которых сильно разрушены. Ими оказались останки князя Георгия во Владимире, святых Феодосия в городе Тотьма, Прокопия Устьяновского, Арсения Чудотворца из тверского монастыря, а также московских Виленских угодников (Антоний, Иоанн, Ефстафий). Лицо сильно истлевшей мумии Ефросинии Полоцкой было покрыто слоем невыясненной массы коричневого цвета.
В остальных 47 случаях в гробницах выявлены сильно истлевшие скелеты, чаще отдельные фрагменты костей вперемешку с ватой и останками облачений. Например, в раке с мощами Сергея Радонежского нашли человеческие кости вперемешку с истлевшей одеждой, ватой, мертвой молью и личинками. Часто недостача костей компенсировалась ватой. Комиссия обнаружила такие фальсификации у Митрофана Воронежского и ряда других святых. Мощи Тихона Задонского оказались фрагментами костей и картоном, выкрашенным в телесный цвет, а роль груди играл металлический каркас.
Интересно, что новгородский князя Владимир оказался обут в сапоги фабричного производства, а среди костей князя Константина и «чад его» оказалась брошка с надписью «Шура». В костяке князя Гавриила из Юрьев-Польского врачами выявлено 2 лишние височные кости и детское ребро.
В августе 1920 года был издан циркуляр, предписывающий исполкомам проводить на местах ликвидацию мощей, избегая нерешительности и полумер. Обнаруженные куклы и прочие фальсификации передавать в музеи атеизма и возбуждать против шарлатанов уголовные дела. Патриарх Тихон признал, что к сохранению мощей святых церковные служители относились халатно и на местах священники и монахи могли потерять фрагменты останков или довести их до плохого состояния.
Тихон решает возродить древнюю практику проверки мощей и сказал, что за недосмотр каждый преосвященный будет лично отвечать. Однако было поздно, большевики, настроенные оттянуть народные массы от православной церкви, начали целенаправленную политику ее уничтожения.

