В первые годы советской власти одной из самых масштабных идеологических битв стала кампания по «разоблачению» православных святынь. Власть, объявившая войну религии, использовала не только силу, но и пропаганду, стремясь заменить веру в чудо верой в науку. Главным символом этой кампании стало публичное вскрытие мощей самого почитаемого русского святого-воина — князя Александра Невского.
Декрет 1919 года и «научное» разоблачение
16 февраля 1919 года был дан старт организованной кампании по вскрытию и инспекции мощей. Если изъятие церковных ценностей оправдывалось нуждой голодающей страны, то эксгумация имела чисто идеологическую цель — доказать народу, что его веками обманывали, и разрушить веру в нетленность святых останков. Специальный циркуляр 1920 года предписывал действовать «без всякой нерешительности», а в случае обнаружения подлога — возбуждать уголовные дела против священнослужителей.
Цель номер один
Объектом пристального внимания стали мощи Александра Невского — не просто святого, а национального героя, покровителя Санкт-Петербурга и символа российской государственности. Его серебряная рака, изготовленная по приказу Елизаветы Петровны из первого русского серебра, была шедевром искусства и одной из главных святынь империи. Для большевиков её вскрытие должно было стать триумфом «научного» мышления над «церковным мракобесием».
Как в Германии после войны относились к немецким военнопленным, вернувшимся домой из ГУЛАГа
Инициатором выступил председатель следственной комиссии Пётр Красиков. Он апеллировал к летописным свидетельствам о пожаре 1491 года во Владимире, в котором, по некоторым спискам, мощи якобы сгорели. Церковь настаивала на чудесном спасении останков. Красиков объявил это обманом, требующим публичной проверки. Митрополиту Вениамину удалось на время отложить акцию, но в 1922 году, на пике кампании, сопротивление стало бесполезным.
Публичная эксгумация
В полдень 9 мая 1922 года 9 слесарей-железнодорожников, ювелир, представители судебно-медицинской экспертизы, делегаты от Петроградского Совета, группа священников во главе с митрополитом Вениамином, а также толпы верующих и просто зевак собрались у Троицкого собора, чтобы поучаствовать в процедуре вскрытия мощей. Весь процесс фиксировался на кинопленку. В 1923 году «хроникальная лента» «Вскрытие мощей Александра Невского» была показана в кинотеатрах, которые только начинали появляться в Советском Союзе.
Странные останки
Не без труда, но гробницу вскрыли. Много времени занял процесс снятия покровов, в которые были окутаны святые мощи. На дне ковчега оказалось лиловое атласное сукно, подушка из оранжевого атласа и небольшая шкатулка из светлого дерева. В шкатулке под застекленной рамой и фрагментами истлевшей ткани эксгуматоры нашли лишь несколько потемневших от времени костей. Эксперты выяснили, что здесь лежали две неполные берцовые кости, одно ребро, а также остатки от височных костей и ключиц. Всего было найдено 12 небольших костей разного цвета, по мнению экспертов, предположительно принадлежащих разным людям. Представители Церкви на это ответили, что нетленность сохраняется в силу Господней воли ровно столько, сколько необходимо, чтобы засвидетельствовать святость Божьего угодника.
Почему Ленин отдал Польше Западную Украину и Западную Белоруссию
Позднее выяснилось, что представители Синода, проводившие вскрытие мощей в 1917 году в условиях строгой секретности, обнаружили в гробу восковую голову и «чучело» князя, изготовленное из ваты, останки были зашиты в шелковые мешки. Там же лежала бумага, в которой указывалось, что мощи были собраны «после церковного горения». От комиссии не укрылся и другой факт. Оказывается, был еще один пожар, который случился в 1723 году. Тогда во время транспортировки мощей из Владимира в Петербург их оставили зимовать в Шлиссельбурге в специальном деревянном павильоне, который весь выгорел дотла.
Член лаврской ревизионной комиссии, принимавшей участие во вскрытии мощей в 1917 году, известный общественный деятель Сергей Каблуков пришел к выводу, что куклу делали с ведома самого Петра, который невольно принял участие в обмане. Тем не менее, по мнению Каблукова, архивные документы не оставляли сомнения, что останки князя были подлинные. Восковую голову члены Синода растопили, а останки, удалив из них посторонние предметы, снова положили в гроб. В таком виде их и увидели эксгуматоры в мае 1922 года.
После проведения инспекции серебряную гробницу разобрали и на грузовых автомобилях вывезли в здание Эрмитажа, где она в качестве экспоната находится и по сей день. Останки Александра Невского были выставлены на общее обозрение в Казанском соборе, в котором располагался музей истории религии и атеизма. В Александро-Невскую Лавру мощи вернулись лишь в 1989 году. С тех пор православная общественность требует от муниципальных властей, чтобы в Лавру вернулась и гробница благоверного князя.
