23/10/21

Всплытие 24 погибших кораблей Второй мировой: что произошло в Японии

В октябре 2021 года подводные толчки, вызванные активностью вулкана Асо стали причиной того, что из морской пучины поднялись японские суда времен Второй мировой войны. Об этом стало известно после того, как были опубликованы снимки, сделанные репортерами японского издания «Asahi Shimbun». Вскоре появились и спутниковые фотографии, подтвердившие, что на берегу острова Иводзима действительно хорошо видны остовы двух дюжин старых военных кораблей, до сей поры покоившихся на дне морском.

Где находится остров Иводзима

Иводзима (иногда его называют Иво или Иото) находится в Тихом океане в 1250 километрах южнее Токио. Это небольшой островок вулканического происхождения, его длина около 8 километров, ширина в наиболее широкой части – 4 километра. Площадь острова – приблизительно 21 кв. километр. Самая высокая точка острова – потухший вулкан Сурибати, достигающий 169 метров. Соседний с Иводзимой остров носит название Татидзима. Постоянное население на Иводзиме отсутствует, однако здесь располагается военно-морская база сил самообороны Японии.

Этот затерянный в океане клочок земли не примечателен ни особыми природными красотами, ни ресурсами, ни редкими животными, ничем другим. Кроме того, что здесь ранней весной 1945 года разыгралось эпическое сражение между США и Японией.

Битва за Иводзиму – одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой

К концу 1944 года японцы терпели одно поражение за другим. Успехи начала войны: нападение на Перл-Харбор, оккупация Филиппин, Сингапура, Гонконга, голландской Ост-Индии – все это было в прошлом. Теснимые американскими войсками, японцы были вынуждены защищать уже непосредственно острова метрополии.

В этой ситуации островок Иводзима вдруг приобрел необычайно важное значение. На нем находились два японских военных аэродрома, а также радиолокационная станция, с которой сигнал о приближающихся к японским островам американских бомбардировщиках поступал за два-три часа до налета. Американские самолеты летали над океаном на пределе дальности, и по этой причине иметь аэродромы на Иводзиме под своим контролем было крайне желательно для командования ВВС США.

Американские военные нарекли операцию по захвату Иводзимы «Отсоединение». Планирование операции «Отсоединение» началось в октябре 1944 года. По распоряжению адмирала Тихоокеанского флота США Честера Нимица ответственность за ход операции была возложена на адмирала Рэймонда Спрюэнса, а непосредственное исполнение – на генерал-лейтенанта Холланда Смита. С американской стороны в операции участвовали три дивизии морской пехоты общей численностью более 60 тысяч человек.

Обороной острова командовал генерал-лейтенант Тадамити Курибаяси. По его распоряжению остров был изрыт подземными тоннелями, укреплениями, огневыми точками и дотами. На острове имелся подземный командный пункт и в одной из глубоких пещер был оборудован госпиталь. Защищали остров более 20 тысяч военнослужащих императорской армии и императорского флота Японии.

Несмотря на то, что остров был превращен в практически неприступную крепость, генерал Курибаяси прекрасно понимал, что Иводзима обречен, как и все, кто на нем находился. Он писал своей жене с Иводзимы: «Не планируйте мое возвращение». Так же были настроены и все бойцы гарнизона. Их целью было умереть, забрав с собой на тот свет как можно больше врагов.

Так и получилось. Первый десант высадился на остров 16 февраля 1945 года. Сражение продолжалось до 26 марта. В последний бой генерал Курибаяси повел своих солдат сам, предварительно сорвав с себя знаки отличия. Он погиб в этом сражении (по некоторым данным совершил сэпукку), но не попал в плен. Однако  оставшиеся в живых солдаты еще долго таились в пещерах Иводзимы, совершая время от времени вылазки. Два последних защитника острова сдались лишь в 1949 году.

Сражение за Иводзиму признано самым кровопролитным за всю историю морской пехоты США.

Что за корабли всплыли после землетрясения

На острове в тот период, когда там располагались японские аэродромы, велось строительство стоянки судов для обслуживания армии Японии. К моменту начала сражения у причалов находилось более двух десятков транспортников. В ходе сражения эти корабли были захвачены американцами. Впоследствии, когда на острове хозяйничали уже военнослужащие Тихоокеанского флота США, эти суда были затоплены и использовались как волнорезы. Больше семидесяти лет они мирно лежали на морском дне, и вот теперь вулканическая активность вновь подняла их на сушу.