В первый месяц Великой Отечественной войны советские войска отступали почти по всему фронту протяжённостью в 1400 км от Балтийского до Чёрного моря. Лишь на левом фланге Южного фронта, в районе дельты Дуная, красноармейцы в июне 1941 года сами сумели высадиться на румынском берегу и захватить важные оборонительные плацдармы.
Война на Дунае
Известный с античности город Килия, расположенный на берегах Дуная, в результате исторических перипетий оказался разделён на украинскую часть (Килия-Нова) и румынскую (Килия-Веке). Именно в этот район за несколько дней до начала войны командование Дунайской флотилии прислало дополнительные бронекатера. В случае вооружённого конфликта им предписывалось взять под контроль участок русла от Килии до Чёрного моря.
Меры предосторожности оказались не лишними. Уже утром 22 июня румыны обстреляли воинскую часть в Килии-Нова, а чуть позже советские войска отбили попытку десанта. Румынская авиация начала бомбардировки. Однако нигде на Дунае и Пруте королевской армии не удалось форсировать водное препятствие и перейти на советский берег.
В этой ситуации командованию 14-го стрелкового корпуса и 51-й Перекопской стрелковой дивизии, державшим оборону в Килии, пришла идея высадить собственный десант. Вот как описывал его цели писатель Владимир Синенко в документальной повести «Операция Килия-Веке»:
«Надо самим форсировать Дунай и уничтожив силы противника в Килии-Веке, дать свободу маневра Дунайской флотилии, погранкатерам и мирным судам. В случае же удачи десанта в Килию-Веке операцию можно развить дальше и занять с суши Пардину и Периправу – сильные опорные пункты врага на правом берегу Дуная, выше и ниже Килии».
Контроль советской стороны над обеими берегами Килийского гирла облегчал эвакуацию из Измаила, а также снабжение измаильского участка из Одессы водным путём.
Однако в первую очередь было решено захватить мыс Сатул-Ноу на румынском берегу, откуда вражеская артиллерия систематически обстреливала Измаил. Эта операция была проведена 24 июня силами роты 79-го погранотряда и одного пехотного взвода. Развивая успех, бойцы Красной Армии расширили плацдарм вдоль Килийского рукава Дуная на 40 километров.
Высадка в Килии-Веке
В районе Килии-Нова советскую территорию защищал 23-й стрелковый полк под командованием капитана Павла Сироты, 99-й артиллерийский полк и батарея береговой обороны Дунайской флотилии. В десантной операции участвовали три батальона пехоты, четыре бронекатера и десять пограничных катеров.
Согласно сводке Совинформбюро, высадка на румынский берег состоялась в ночь на 27 июня. По другим данным, операция началась утром 26 июня. Противник пытался помешать десанту мощным огнём пулемётов, миномётов и артиллерии. Советским пограничникам и красноармейцами противостоял личный состав румынской погранзаставы, а также 17-й отдельный батальон пехоты с немцами-инструкторами.
Успеху операции способствовали хорошо знавшие местность бывшие жители Килия-Веке, которые после 1940 года оказались в СССР. Один из таких «проводников», рыбак-старовер Самсон Харланин, был во время операции контужен взрывом бомбы.
В числе самых ярких эпизодов десанта упоминается атака на колокольню в центре города. Здесь после разгрома основных сил засел немецкий пулемётчик с несколькими румынскими солдатами. В итоге сами румыны убили немца и сдались в плен, испугавшись огня 45-мм противотанковой пушки.
В общей сложности красноармейцы заняли плацдарм шириной 4 км и глубиной до 3 км.
«Группа наших войск при поддержке речной флотилии форсировала Дунай и захватила выгодные пункты, 510 пленных (в том числе двух офицеров), 11 орудий и иное снаряжение», – сообщило Совинформбюро об успехах на Южном фронте.
Не обошлось и без погибших с обеих сторон. Сослуживцам особенно запомнился подвиг лейтенанта Филиппа Образко, который во время высадки решительно повёл за собой моряков и погиб в бою за румынские окопы.
После занятия Килии-Веке тут же началась советизация города. Подобно русским крестьянам в 1918 году, местные жители организовали комитет бедноты, который занялся распределением муки и рыбы со склада, захваченного красноармейцами.
Советские войска удерживали Килию-Веке немногим меньше месяца. Это был единственный участок фронта от Балтики до Чёрного моря, где линия фронта оставалась неизменной с конца июня. Но после 16 июля, когда румынская армия вошла в Кишинёв, над дунайскими частями возникла угроза окружения. 19 июля последние суда Дунайской флотилии, с красноармейцами и гражданскими лицами на борту, ушли через Чёрное море в Одессу.
Значение Дунайского десанта
Вопреки версии писателя Виктора Суворова, Дунайская флотилия, уступая румынской речной дивизии, не имела возможностей перейти в наступление, чтобы, поднявшись вверх по течению Дуная, нанести удар по нефтепромыслам Плоешти.
Владимир Синенко называл действия Красной Армии и Дунайской флотилии «активной обороной». Из-за высадки десанта румыны не смогли нанести удар по левому флангу Южного фронта.
Историк Татьяна Малютина отмечает, что Дунайский десант стал первым случаем перехода Красной Армии на территорию врага в Великой Отечественной войне, во время которого были захвачены крупные трофеи.
Маршал Николай Крылов выделял психологическое значение операции – высадка в Килии-Веке, по его мнению, служила «напоминанием врагу» о том, что война будет перенесена на его территорию. Это действительно произвело впечатление на противника – факт прорыва Красной Армии в Румынию упоминал в своём дневнике Йозеф Геббельс.
Так или иначе, Дунайский десант остаётся уникальной страницей начального периода Великой Отечественной войны, когда советские войска малыми силами заставили врага отступить.