18/04/23

Вытрезвители в СССР: почему люди их боялись

В СССР люди очень сильно боялись попасть в вытрезвитель. И дело не только в ударе по чувству собственного достоинства — посещение такого места влекло за собой серьезные негативные последствия практически для любого гражданина Советского Союза.

Вытрезвители в СССР

Первые санитарно-медицинские вытрезвители в Советском союзе появились в Ленинграде в 1931 году. Изначально они подчинялись Наркомату здравоохранения, но вскоре все подобные учреждения перешли под контроль НКВД, что уже вселяло страх в некоторых любителей спиртного.

После данной реформы весь медицинский персонал каждого вытрезвителя был заменён на милицейский, среди которых трудился один фельдшер, оказывавший первую помощь выпившим гражданам и фиксировавший их состояние на момент поступления и выхода из заведения.

Вытрезвители делились на два типа — мужские и женские. Количество вытрезвителей в населённом пункте зависело от его народонаселения. Согласно нормативам, на каждые 150-200 тысяч человек предусматривался один вытрезвитель. Единственной республикой СССР, на которую не распространялась эта установка, была Армения, где попросту отсутствовала надобность в вытрезвителях.

Советского гражданина могли забрать в вытрезвитель, если он появлялся на улице пьяным, распивал спиртное или буянил, находясь под воздействием алкогольных напитков. Граждан, замеченных в неподобающем состоянии, сотрудники милиции сажали в патрульную машину с надписью «Спецмедслужба» и отвозили в вытрезвитель.

Затем фельдшер констатировал физическое и психологическое состояние пьяного человека. Далее доставленного в вытрезвитель передавали дежурному милиционеру, который записывал личные данные, фотографировал, изымал документы, деньги и ценности, протоколировал степень опьянения.

Далее пьяных раздевали и обдавали ледяным душем, что, конечно, не могло нравиться «посетителям» учреждения, и укладывали на койки. Особо буйных на ночь привязывали к лежанке.

Утром гостей будили, чтобы проверить личности и уточнить некоторую информацию. После фиксации фельдшером положительной динамики в деле прояснения сознания пациента, ему выписывали квитанции на оплату штрафа и за предоставление ночного крова, затем отправляли на свободу.

Последствия

Вытрезвителя стоило бояться людям, которые регулярно потребляли алкоголь, —после третьего за год посещения этого места алкоголика отправляли лечиться в наркологический диспансер. Также для тех, кого мучила «белая горячка», вызывали психиатрическую службу.

Кроме того, информация о том, что советский гражданин провёл ночь в вытрезвителе быстро передавалась на место его работы или учёбы. Студента за повторение проступка могли отчислить, а рабочих ждало партсобрание, на котором они осуждались за поведение, недостойное настоящего коммуниста. Также труженика могли лишить вожделенной 13-й зарплаты и льготной путёвки в санаторий, отодвинуть назад в очереди на получение квартиры.

Те же, кто мечтал о построении партийной карьеры, могли попрощаться с этой мыслью и потерять занимаемую должность. Попавшихся на пьянстве сотрудников КГБ, МВД и военных отправляли в соответствующие комендатуры, где их ожидало разбирательство за появление в нетрезвом виде в общественном месте.

Правда, чаще всего под раздачу попадали обычные граждане. Те же, у кого водились деньги, предпочитали «договориться» с сотрудниками вытрезвителя, чтобы они не распространялись о случившемся.