Об этой трагедии более или менее подробно написали только в 90-х: при Брежневе московская «Вечерка» ограничилась только несколькими строками на последней странице. В результате аварии эскалатора на станции метро «Авиамоторная» тогда погибли 8 человек и еще 30 были ранены.
Что показала экспертиза
Данные судебной экспертизы, результаты которой были опубликованы только спустя 10 лет после этого ЧП, свидетельствуют о том, что авария произошла из-за сбоя работы эскалатора – у него изменилась скорость, и люди со ступеней начали падать вниз. Общий вес пассажиров, находившихся в тот момент на лестничном полотне, превысил 10 тонн, и ускоренное движение (боле чем в 2 раза выше нормы) эскалатора было спровоцировано именно этой массой.
Ни аварийный, ни рабочий тормоз не сработали. Чтобы не предпринимал дежурный по эскалатору, его усилия оказались напрасными. Все произошло менее чем за 2 минуты. Станцию быстро закрыли, поезда в тот вечер на ней больше не останавливались. В «Вечерней Москве» на следующий день появилось коротенькое сообщение под заголовком «Информация», в котором говорилось, что в ЧП «есть пострадавшие».
Показания свидетелей
Как показало расследование, большая часть погибших и травмированных пассажиров метро работали на предприятиях и в организациях, расположенных вблизи «Авиамоторной». Свидетель Ирина Дорофеева рассказывала, что у эскалатора № 4 сломался поручень, в результате чего «машина», как называют это устройство специалисты метрополитена, начала ускоряться. Экспертиза показала, что поручень сломался из-за недостаточной жесткости и отсутствия контроля за его натяжением.
Люди, заметив неполадку, бросились вниз, давя друг друга. Началась паника. Причем, как говорили свидетели происшедшего, пассажиры с соседнего эскалатора поначалу даже улыбались: «Быстрее нас доедете»!
Ступени эскалатора «становились на дыбы», в образовавшиеся проемы затягивало пассажиров… Дежурный пытался остановить все это с помощью рабочего, а затем и аварийного тормоза. Но тщетно.
Свидетель Михаил Миронов говорил, что, падая, получил открытый перелом ноги – ее зажало между входной площадкой и ступенью. Только спустя 2 часа ногу удалось освободить. Но потом ее пришлось ампутировать – врачи не смогли больше ничем помочь пострадавшему.
Только после выключения дежурным машинистом метрополитена автомата цепи управления эскалатор остановился.
Причины и последствия
В ноябре 1982 года уголовное дело, возбужденное по факту этой трагедии, рассматривал Верховный суд РСФСР. Согласно официальным выводам экспертного заключения, причиной выхода из строя эскалатора стали неисправности рабочего и принудительного тормозов. К лишению свободы были приговорены механик метро и еще несколько должностных лиц.
В СССР в СМИ об этой трагедии почти не было официальных упоминаний, за исключением маленькой заметки в «Вечерней Москве». На Западе о ЧП сообщили радиостанция «Голос Америки»* (сильно преувеличив при этом количество жертв), газета русской эмиграции «Новое русское слово» и другие средства массовой информации. Руководство московского метрополитена даже в 90-х, спустя 10 лет после случившегося, никак не комментировало то, что произошло в февральский вечер 1982 года.
*организация выполняющая функции иноагента в РФ