16/01/22

Взрыв на станции: почему в 1988 году жители Свердловска решили, что началась ядерная война

Ранним октябрьским утром 1988 года многие жители Свердловска подумали, что началась ядерная война — такой мощный взрыв потряс город. Несмотря на то, что войны тогда не случилось, до радиационной катастрофы, по мнению Валентина Сидака, в 1980-х годах являвшегося помощником руководителя Первого Главного управления (внешняя разведка) Владимира Крючкова, в тот момент действительно было рукой подать.

Вагоны с взрывчаткой

Рано утром 4 октября 1988 года жителей Свердловска разбудил оглушительный взрыв. Некоторые, поддавшись панике, решили, что началась ядерная война. На самом деле на станции Свердловск-Сортировочная в 4 часа 33 минуты произошла одна из самых страшных катастроф за всю историю Свердловской железной дороги. Как пишет в своей монографии «Техногенная безопасность как объект правового и криминалистического исследования» П. Н. Коткин, на станции взлетели на воздух 2 вагона, перевозившие взрывчатые вещества: 47,9 тонн тротила и 41 тонну гексогена.

Ситуация осложнялась тем, что в результате взрыва загорелся склад горюче-смазочных материалов. Впрочем, Валентин Сидак утверждал, что итог мог бы быть гораздо печальней. По словам Сидака, в момент взрыва через эту станцию из Сверловска-45, с комбината «Электрохимприбор», где производили радиоактивные элементы, должен был проходить вагон с атомным специзделием. Только по счастливому стечению обстоятельств этого не произошло.

Хронология событий

А вот сама трагедия на станции Свердловск-Сортировочная разразилась вовсе не потому, что так сложились обстоятельства. По крайней мере, как пишут авторы методического пособия к учебнику С. Н. Вангородского, М. И. Кузнецова, В. Н. Латчука «Основы безопасности жизнедеятельности» Сергей Миронов и Валерий Смагин, взрыв вагонов произошел из-за халатности железнодорожного диспетчера, который грубо нарушил правила безопасности при обращении с вагонами, содержащими опасные грузы.

Оказалось, что именно у вагонов, перевозивших взрывчатку, отказала автоматика блокировки движения. Они скатились с «горки» и съехались с грузовым эшелоном, который проезжал по станции. Вагоны соскочили с рельсов и задели опору для электропроводов. Провода оборвались и упали на крыши вагонов. Искра стала детонатором, и вагоны, а точнее находившиеся в них тротил и гексоген, взорвались. Располагавшийся неподалеку склад ГСМ, где хранилось 6 тысяч тонн топлива, тоже загорелся и взорвался.

Жертвы и разрушения

Примечательно, что данные о жертвах и разрушениях вследствие «взрыва на Сортировке» (именно так назвали в народе эту трагедию) до сих пор разнятся. Аналитик и публицист Юрий Козенков упоминает 20 полностью разрушенных домов и 14 сильно поврежденных зданий. А доцент Гомельского государственного технического университета имени П. О. Сухого Игорь Суторьма утверждает, что 4 октября 1988 года в Свердловске были разрушены 44 многоквартирных жилых дома, более 1,5 тысяч домов получили повреждения различной степени, пострадали более 100 производственных объектов.

Аналогичным образом разнятся и сведения о количестве пострадавших. Так, тот же Игорь Суторьма сообщает о том, что инцидент на станции Свердловск-Сортировочная унес жизни 6 человек, еще 156 были госпитализированы. Другие авторы предоставляют не столь точную формацию, говоря о том, что в то октябрьское утро погибли более 10 человек, а более 100 было ранено. Однако все исследователи сходятся во мнении о том, что погибших и пострадавших оказалось не так много лишь благодаря ночному времени, когда и случился взрыв, а также отсутствию скопления людей в зоне поражения.