21/07/21

Взрыв в Челябинске-40: почему его считают первым «Чернобылем»

О том что на химическом комбинате «Маяк» в засекреченном городке Челябинск-40 (ныне город Озёрск) 29 сентября 1957 года произошёл мощнейший взрыв с выбросом радиоактивных веществ, официально было объявлено лишь спустя более 30 лет - в июле 1989 года.

И хотя в апреле 1958 года в датском издании «Берлингске Туденде» впервые появилась заметка о том, что на территории СССР зафиксирован высокий радиационный фон, советские газеты утверждали, что жители региона стали свидетелями уникального полярного сияния, загадочным образом засиявшим над Южным Уралом.

Причём тут Кыштым?

Данная техногенная катастрофа после государственного признания получила название «Кыштымская авария» только потому, что ближайшим к закрытому городку населённым пунктом был город Кыштым, на состоянии жителей которого, к слову, ужасная авария никак не отразилась. Образовавшееся после взрыва радиоактивное облако поднялось на высоту 1-2 км и было унесено юго-западным ветром на северо-восток, оставив за собой так называемый восточно-уральский радиоактивный след протяженностью 300 км и шириной от 5 до 10 км.

Всего за 11 часов 20 миллионов кюри заразили местность, где проживали 270 000 человек, которым не только не сообщили о страшной опасности для их жизни, а ещё и заставили участвовать в ликвидации последствий необъявленной катастрофы.

Химический комбинат «Маяк»

Химический комбинат «Маяк» ведёт свою историю с 1945 года, когда на заседании Специального комитета при Совнаркоме СССР было принято решение о проектировании завода под номером 817, на котором будет создана атомная бомба.

Уже в начале лета 1948 года на секретном озёрском предприятии запланированной мощности достиг первый на континенте промышленный ядерный реактор А-1. Через полгода на комбинате заработала линия по выделению и переработке радиоактивного плутония, а вскоре был запущен блок по производству ядерного заряда. В результате на данном химическом заводе стали получать не только плутоний и уран, но и большое количество жидких и твёрдых радиоактивных отходов, в составе которых содержались остатки вышеназванных элементов, а также цезия, стронция и иных опасных веществ.

Первоначально заражённые продуктами ядерного распада отходы с предприятия «Маяк» попросту сливались в реку Теча, на которой и стоял завод. Однако, когда было зафиксировано резкое увеличение смертности в деревнях, располагавшихся по берегам данной реки, руководство решило сбрасывать в неё только средне- и малоактивные технологические радиоактивные жидкости, а отходы с высокоактивными элементами отправлять в бессточное озеро Карачай.

В 1950-х годах на «Маяке» были созданы специальные цилиндрические ёмкости из нержавеющей стали, одетые в бетонные рубашки, для хранения в них высокоактивных отходов ядерного производства. Назывались они банками и имели диаметр 18-20 метров и объём 300 кубометров. Прятали их под землёй на 10-12-метровой глубине в сооружениях, толщина стен и крышек которых составляла один метр.

Взрыв

Взрыв, который по тяжести своих последствий уступает только авариям на Чернобыльской АЭС и Фукусиме-1, произошёл в банке №14, где в жидкой форме находились соединения плутония.

Согласно официальной версии, причиной детонации ёмкости с ядерными отходами стало повреждение её системы охлаждения. Циркулировавшая по трубам холодная вода обеспечивала поддержание внутри цилиндра безопасной температуры, которая легко могла достигнуть критической отметки из-за постоянного деления ядерных материалов, сопровождающегося выделением большого количества тепла.

В 1956 году, обнаружив в данном баке подтекание трубок, специалисты на время проведения ремонтных работ решили отключить систему охлаждения. Но быстро исправить неполадку не удалось, и начавшие подсыхать ацетаты и нитратные соли, являющиеся взрывчатыми веществами, стали концентрироваться на поверхности бака. А 29 сентября 1957 года в 16 часов 22 минуты они вспыхнули от случайно возникшей искры.

Альтернативная версия гласит, что авария на комбинате «Маяк» произошла вследствие попадания в бак-испаритель, наполненный растровом нитрата плутония, раствора оксалата плутония. В итоге выделившаяся энергия привела к перегреву ёмкости и радиоактивному взрыву.

Так или иначе, в результате детонации мощностью до 80 тонн в тротиловом эквиваленте банка №14 была полностью разрушена, а её выбитую взрывной волной 160-тонную крышку отбросило на 25 метров. За считанные минуты в атмосферу на высоту до 2-х километров вырвалось облако, насыщенное высохшими высокорадиоактивными отходами, оно содержало в себе изотопы циркония-95, стронция-90, цезия-137, рутения-106, ниобия-95, церия-144. Общая активность радионуклидов составила 20 миллионов кюри.

Последствия

Унесённое ветром от Озёрска облако распространило радиационные вещества сразу по трём областям – Челябинской, Тюменской и Свердловской - и накрыло 217 населённых пунктов, жители которых наблюдали в небе необычное оранжево-красно-голубое свечение.

Непосредственно от взрыва в Кыштымской катастрофе не погиб ни один человек. Почти 90% всех смертельно опасных веществ осели на территории засекреченного городка, но оставшихся 10% сполна хватило, чтобы более 90 000 человек, проживающих на территориях по-соседству получили значительную дозу облучения и страдали потом от вызванных им заболеваний.

Ликвидация

Первыми ликвидаторами катастрофы были ничего не подозревавшие о масштабах бедствия военнослужащие и заключённые из местной колонии. Позже к ним на подмогу направили гражданское население. Лишь 2 октября на месте техногенной трагедии начала работу специально созданная комиссия, и только 6 октября, спустя 8 дней после аварии, была организована эвакуация населения. В итоге 23 деревни, в которых проживали около 12 000 человек, были полностью отселены. Затем были перепаханы все поля, забит весь скот и уничтожены все дома вместе со всем имуществом. Делалось это для того, что остановить распространение радиации, а также уничтожить возможность тайного возвращения людей в свои дома.

Заповедник

С этой же целью в 1959 году на всём протяжении радиоактивного шлейфа от Кыштымской катастрофы была сформирована санитарно-защитная зона, где запрещалось вести какую-либо хозяйственную деятельность. Спустя 9 лет данная территория была преобразована в Восточно-Уральский государственный заповедник, куда и сегодня можно попасть только по спецпроспуску, поскольку здесь всё ещё наблюдается повышенный радиоактивный фон. Заповедник, прозванный в народе Атомным, является вотчиной учёных, изучающих здесь влияние радиации на живую природу. Химический же комбинат «Маяк» до сих пор продолжает свою работу.