27/04/22

Эффект Черенкова: как советский ученый объяснил, почему на дне океана светло

Долгое время считалось, что на океанском дне царит кромешная тьма. Именно поэтому у глубоководных рыб такие большие глаза. Однако этот миф развенчал Павел Черенков. Именно Черенков открыл новый вид свечения, которое назвали эффектом Черенкова или эффектом Черенкова-Вавилова.

Загадочный голубой свет

Павел Алексеевич Черенков родился в 1904 году на территории современной Воронежской области в крестьянской семье. После окончания школы он поступил на физико-математический факультет Воронежского университета. Впоследствии Черенков работал простым учителем, а позже стал аспирантом Института физики и математики АН СССР в Ленинграде. Именно тогда Павел Алексеевич под руководством академика Сергея Вавилова занялся изучением света, возникающего при поглощении растворами излучения высокой энергии.

В 1934 году по поручению Вавилова Черенков исследовал свечение жидкостей под воздействием гамма-излучения и зафиксировал слабое свечение голубого цвета. Как пишут авторы учебника «Концепции современного естествознания» Лариса Лукашина и Виктор Канке, сенсационность открытия заключалась в том, что обнаруженное свечение (в отличие от люминесценции) невозможно было потушить нагреванием вещества или при помощи примесей. Да и от химического состава жидкости яркость свечения не зависела.

Черенковское свечение и океанское дно

Так был открыт новый вид свечения, который и получил название эффект Черенкова или эффект Черенкова-Вавилова. Именно Сергей Вавилов предположил, что черенковское свечение не является люминесценцией, а свет излучают быстрые электроны, движущиеся в жидкости. Так оно и оказалось. Впрочем, механизм свечения в 1937 году объяснили ученые Игорь Тамм и Илья Франк. В 1958 году Тамм, Франк и Черенков стали лауреатами Нобелевской премии по физике (Вавилов к тому моменту уже ушел из жизни, а Нобелевскую премию посмертно не дают).

Благодаря эффекту Черенкова-Вавилова было опровергнуто утверждение о том, что на дне океана царит кромешная тьма. Раньше считалось, что большие глаза или компенсация зрения другими органами чувств необходимы рыбам, обитающим на глубине, по причине отсутствия света. Но, согласно гипотезе, основанной на эффекте Черенкова-Вавилова, свет на океанском дне все-таки есть, пусть и значительно слабее, чем на поверхности. Свечение в данном случае обеспечивается движущимися бета-частицами калия-40.

Дальнейшая судьба ученого

Открытие Павла Черенкова поначалу было встречено научным сообществом с недоверием. Британский журнал «Природа» даже отказался публиковать его статью. Физики не могли поверить в то, что они попросту «проморгали» такое необычное явление, а его автором стал простой аспирант. Но позже, когда эффект благодаря Тамму и Франку получил теоретическое обоснование, ученым пришлось смириться с тем, что данный вид излучения существует на самом деле.

Павел Черенков же в течение долгих лет был начальником одного из отделов Института имени Лебедева, а после Великой Отечественной войны занялся изучением космических лучей и участвовал в создании электронных ускорителей. Также Черенков был профессором Московских институтов: энергетического и инженерно-физического. Как пишет А. Н. Горбунов в издании «Павел Алексеевич Черенков», Павел Алексеевич, скончавшийся в 1990 году, помнил о том, как к нему относились в 1930-х годах, поэтому живо интересовался работой молодых специалистов и возлагал на них большие надежды.