08/06/19

«Экономическое чудо Гитлера»: сколько задолжал Гитлер другим странам перед войной

Есть мнение, что Гитлер сделал много хорошего для народа Германии. В частности, он поднял экономику страны и мог бы войти в историю как один из величайших правителей, если б не начал Вторую мировую войну. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что «экономическое чудо Гитлера» — не более чем пропагандистский пузырь.

Ялмар Шахт. Гений финансов

Одной из главных фигур, способствовавших восстановлению постверсальской Германии, стал финансист Ялмар Шахт. Путём переговоров он не только ослабил бремя контрибуции, но и победил гиперинфляцию, сделав марку вновь сильной и твёрдой валютой. Шахт всеми силами боролся с безработицей и нашёл способ кредитовать германскую промышленность, заимствуя за рубежом и не разгоняя инфляцию. Всё это Шахт совершил, будучи главой Рейхсбанка, но покинул кресло в знак несогласия с действиями правительства. В мае 1933 года Шахт согласился на предложение Гитлера и вернулся на пост руководителя германского центробанка.
Шахт не был нацистом, что и подтвердил Нюрнбергский трибунал, полностью его оправдав. Шахт служил не Гитлеру, а стране и его опыт и знания пригодились послевоенной Германии.

Имущество евреев

Гитлер был пламенным антисемитом, борьба с евреями входила в партийную программу НСДАП. Гитлер, если можно так выразиться, ненавидел евреев бескорыстно. А вот его окружение и немецкие бюргеры были не прочь поживиться имуществом, деньгами и активами сограждан еврейских кровей. Сначала бизнесы и предприятия «отжимали» по-тихому, потом, как только нацисты пришли к власти, это стало частью деятельности НСДАП и государства. Потери понесли даже могущественные Ротшильды. Апофеозом стала «Хрустальная ночь» в ноябре 1938 года, поводом к которой стало убийство евреем в Париже третьего секретаря посольства Эрнста фон Рата. Германские газеты надрывались: «Германский народ сделал необходимые выводы из вашего преступления. Он не будет терпеть невыносимую ситуацию. Сотни тысяч евреев контролируют целые секторы в немецкой экономике, радуются в своих синагогах, в то время как их соплеменники в других государствах призывают к войне против Германии и убивают наших дипломатов».
Во время «стихийного» погрома, прокатившегося по Германии и Австрии, были разорены тысячи магазинов, захвачены лавки, производства и предприятия, принадлежавшие евреям.
Поток беженцев мгновенно вырос, но, чтобы получить разрешение на выезд, нужно было заплатить несколько тысяч марок и оставить недвижимость в Германии, без какой-либо компенсации, как и существенную часть движимого имущества. При переводе капиталов 35% оставалось в Германии.
Позже уничтожаемые в концлагерях евреи также стали источником дохода для нацистов. В ход шло всё, от обуви, очков и золотых коронок до мыла из человеческого жира. Последний факт недавно установлен швейцарскими экспертами, исследовавшими куски мыла, фигурировавшие как вещдоки на процессе в Нюрнберге. Таким путём одного только золота Германия получила несколько десятков тонн.

Автобаны – не панацея

Гитлеру часто ставят в заслугу высококачественные дороги, которые во многом также являются мифом. В частности, на их строительстве было занято всего 38 тысяч человек при безработице в 6 млн, доказывает британский историк Адам Туз в книге «Цена разрушения. Создание и гибель нацистской экономики». Назначенный руководить постройкой автобанов Фриц Тодт в меморандуме, выпущенном в декабре 1932 года наметил построить за 5 лет сеть из 6000 километров новых дорог, «всего» за 5 млрд рейхсмарок. Источником финансирования планировалось сделать сбережения граждан. Дороги носили явно военный характер, но план строительства был выполнен едва ли на треть.
Провалился и проект выпуска «народного автомобиля» — «Фольксваген». Точнее, сотни миллионов рейхсмарок с населения собрали, но первые авто немцы начали получать только после Второй мировой войны.
Внешний долг Германии превышал 20 млрд марок. Выход был один – война. В принципе, ничего нового Гитлер и его окружение не изобрели: ещё на заре цивилизации захват чужих территорий и богатств был хорошим способом поправить дела. Теория блицкрига учитывала, что Германия неспособна вести длительную, тяжёлую войну.
Сперва всё шло как по маслу. Собственно, на столы немцев стало поступать в достаточном количестве и само масло, и другие продукты питания. Захваченные предприятия переходили в германскую собственность, а работать там приходилось буквально за похлёбку, что серьёзно снижало издержки и наращивало доходы Рейха. Сюда же вывезли золотой запас многих оккупированных стран. В общем, никакого экономического чуда, обычный разбой, за что, в конце концов, немцы и поплатились.