05/12/25

Элизабет Пешо д’Эрбенвилл: почему Крупская предлагала захоронить Ленина рядом с этой женщиной

Её жизнь напоминает авантюрный роман: парижское детство, брак с русским олигархом, побег из ссылки и место в самом сердце большевистской революции. Инесса Арманд, урождённая Элизабет Пешо д’Эрбенвилль, стала не просто соратницей Ленина, а одной из самых загадочных и влиятельных женщин в его окружении. Их отношения, окутанные слухами и цензурой, до сих пор будоражат историков.

От «английского духа» к революционному подполью

Оставшись сиротой в пять лет, Инесса была отправлена из Франции в Москву к тётке, служившей в семье текстильного магната Евгения Арманда. Воспитанная «в английском духе», как позже отмечала Крупская, она в совершенстве овладела несколькими языками и музыкой — умением, которое особенно ценил Ленин. В 19 лет, будучи бесприданницей, она вышла замуж за старшего сына патрона, Александра, по слухам — не без шантажа из-за его любовной связи. Родив четверых детей, она, казалось, добилась семейной идиллии, но её бунтарская натура жаждала большего.

Скучая в подмосковном Ельдыгино, Арманд открыла школу для крестьян, возглавила московское «Общество улучшения участи женщин», а затем, под влиянием домашнего учителя-нелегала, увлеклась социализмом. Переломным моментом стала книга «Развитие капитализма в России», которую ей дал почитать младший брат мужа, Владимир. Автор, скрывавшийся под псевдонимом Ильин, поразил её. Арманд раздобыла его адрес и завела переписку с будущим вождём революции, ещё не зная, как это изменит её жизнь.

Разрыв с прошлым

В 1902 году Инесса оставила мужа и детей, уехав с Владимиром Армандом в Москву для революционной работы. Её бывший муж, Александр, продолжал писать ей трогательные письма, но путь назад был отрезан. После ареста в 1907 году и побега из архангельской ссылки в 1908-м её ждала личная трагедия: в Швейцарии на её руках умер Владимир. «Непоправимая потеря... Без личного счастья человеку прожить очень трудно», — записала она в дневнике.

Личное знакомство с Лениным состоялось в 1909 году. Вскоре она стала его незаменимой помощницей в парижской эмиграции: секретарём, переводчиком, завучем партийной школы в Лонжюмо. Именно тогда между ними зародилась связь, следы которой тщательно вымарывались советской цензурой. Сохранившиеся обрывки их переписки красноречивы. «Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила... Зачем было меня этого лишать?» — писала Инесса Ленину в 1913 году.

Между долгом и чувством

В 1912 году, после ареста всей петербургской ячейки, Арманд вызвалась добровольцем для поездки в Россию, для того, чтобы наладить революционную работу. Однако сразу после возвращения её арестовали. На помощь Инессе пришел бывший муж - Александр Арманд. Он внес баснословный по тем временам залог - 5400 рублей, просил Инессу вернуться к нему.

После отъезда Инессы за границу (она бежала в Париж через Финляндию) Александр потерял залог и был привлечен за пособничество государственному преступнику.

В Париже Арманд продолжила активную агитационную работу. Так, в 1914 году после начала Первой мировой войны, Арманд занялась агитацией среди французских рабочих, призывая их отказаться от работы в пользу стран Антанты.

В 1915-1916 годах Инесса участвовала в работе Международной женской социалистической конференции, а также Циммервальдской и Кинтальской конференций интернационалистов. Также она стала делегатом VI съезда РСДРП(б).

Отношения Ленина и Арманд историки реконструируют по мемуарам и по остаткам их переписки.

«Банные девы»: чем они занимались в русской парной

Вот фрагмент из письма Арманд Ленину от декабря 1913 года: «Я тогда совсем не была влюблена в тебя, но и тогда я тебя очень любила. Я бы и сейчас обошлась без поцелуев, только бы видеть тебя, иногда говорить с тобой было бы радостью — и это никому бы не могло причинить боль. Зачем было меня этого лишать?

Ты спрашиваешь, сержусь ли я за то, что ты «провел» расставание. Нет, я думаю, что ты это сделал не ради себя».

Нужно учитывать, что письма Ленина к Арманд полны сокращениями, внесенными советскими цензорами.

За годы Первой мировой войны Ленин никому не отправил так много писем, как ей.

Уже после его смерти политбюро ЦК приняло постановление, требовавшее от всех членов партии передать все письма, записки и обращения к ним вождя в архив ЦК. Но только в мае 1939 года, уже после смерти Крупской, старшая дочь Инессы, Инна Арманд, решилась отдать в архив письма Ленина к ее матери.

Письма, публиковавшиеся в разные годы, даже с купюрами, свидетельствуют о том, что Ленин и Инесса были очень близки. Недавно в прессе появилось интервью с младшим сыном Инессы, престарелым Александром Стеффеном, проживающим в Германии, который утверждает, что он - сын Ленина. Он родился в 1913 году, и через 7 месяцев после рождения, по его словам, Ленин пристроил его в семью австрийского коммуниста.

В апреле 1917 года Инесса Арманд приехала в Россию в одном купе пломбированного вагона с Лениным и Надеждой Крупской.

В 1918 году под видом главы миссии Красного Креста Арманд была направлена Лениным во Францию, чтобы вывезти оттуда несколько тысяч солдат Русского экспедиционного корпуса. Там она была арестована французскими властями за подрывную деятельность, но отпущена из-за угрозы Ленина расстрелять за неё всю французскую миссию в Москве.

В 1918—1919 годах Арманд возглавляла женский отдел ЦК партии большевиков. Была организатором и руководителем 1-й Международной женской коммунистической конференции в 1920 году, принимала участие в борьбе женщин-революционерок с традиционной семьёй.

Революционная деятельность губительно сказалась на здоровье Арманд. Крупская в своих воспоминаниях писала: «Инесса еле держалась на ногах. Даже ее энергии не хватало на ту колоссальную работу, которую ей пришлось провести».

Врачи подозревали у Арманд туберкулез, и она хотела поехать в Париж к знакомому доктору, но Ленин настоял на том, чтобы Инесса поехала в Кисловодск. По дороге она заразилась холерой. Умерла в Нальчике 24 сентября 1920 года

Незадолго до кончины Инесса записала в дневнике:

«Раньше я, бывало, к каждому человеку подходила с теплым чувством. Теперь я ко всем равнодушна. А главное – почти со всеми скучаю. Горячее чувство осталось только к детям и к В. И. Во всех других отношениях сердце как будто вымерло. Как будто бы, отдав все свои силы, свою страсть В. И. и делу работы, в нем истощились источники любви, сочувствия к людям, которыми оно раньше было так богато. У меня больше нет, за исключением В. И. и детей моих, каких-либо личных отношений с людьми, а только деловые… Я живой труп, и это ужасно».

Александра Коллонтай писала: «Смерть Инессы Арманд ускорила смерть Ленина. Он, любя Инессу, не смог пережить её ухода».

В 1922 году в Горки были привезены из Франции дети Инессы. Зимой 1924 года Надежда Крупская предложила захоронить останки ее супруга вместе с прахом Арманд. Сталин предложение отверг.