02/02/19
pinterest.com

«Энергия-Буран»: почему удачный космический проект СССР оказался ненужен

«Энергия-Буран» — советский космический проект, который подразумевал не одноразовое, как это происходит в большинстве случаев даже сейчас, а многократное использование корабля, для доставки грузов на орбиту. Его уникальность была в том, что будучи похожим по форме на американский «Спейс-Шаттл», он мог возвращаться на Землю и совершать посадку с работающими двигателями в полностью автоматическом (!) режиме, при надобности маневрируя — этого американский аппарат, приземлявшийся на высокой скорости с выключенными двигателями как планер, выполнить был не в состоянии. Создание такого чуда техники стоило Союзу крупных сил и средств, однако, после первого и единственного удачного полета этот космический корабль уже больше никогда не поднимался в воздух.

Гонка вооружений

Причиной для разработки проекта «Энергия-Буран», как и многих технических новинок эпохи Холодной войны, послужило желание руководства Советского Союза сохранить паритет в средствах доставки ядерного оружия.

«Шаттл» начали разрабатывать в 1970-м. Американские СМИ спешили максимально осветить это событие и рассказать подробности. Обосновывалось это  экономическими резонами. Не будем забывать, что везде в мире оборонные бюджеты наполняются из карманов налогоплательщиков, а возвращаемый многоразовый корабль требует гораздо меньше ресурсов, чем одноразовая ракета, от которой не остается ничего, кроме маленького спускаемого аппарата.

Впрочем, советские ученые быстро провели расчеты и доказали, что выкладки экономического характера не сходятся — это лишь ширма. Основная идея «Шаттла» состояла в возможности его боевого применения — с его помощью Штаты могли произвести ядерную бомбардировку любого региона СССР.

Чтобы не отставать от потенциального противника, Советский Союз в 1973 году запустил собственную программу космических челноков.

Ракета

Недаром название проекта «Энергия-Буран» состоит из двух слов. Это названия двух отдельных компонентов. «Бураном» назывался сам космический челнок, а «Энергия» — имя сверхтяжелой ракеты-носителя, которая и выводила весь комплекс в космос.

Ракета стала самой мощной из всех, созданных в СССР. Её стартовый вес составлял 2400 тонн, при этом она выводила на орбиту челнок, собственный вес которого составлял 105 тонн, включая 30 тонн полезной нагрузки.

Разгонный блок был выполнен по двухступенчатой пакетной схеме — по бокам основного блока расположены две пары дополнительных. При выработке топлива они отстреливались и возвращались на землю.

За историю своего существования ракета «Энергия» совершила всего два полета — первый раз на ней запустили габаритный макет, а второй — уже сам «Буран». В дальнейшем её не стали использовать просто потому, что каждый запуск обходился дорого, а доставлять на орбиту такое количество груза просто не было необходимости.

Челнок

Разработка челнока, который был многоразовым компонентом программы, оказалась ещё сложнее ракеты-носителя. И хотя такие работы были в новинку для советских авиаконструкторов, у них получилась отличная машина. Внешне «Буран» получился очень похожим на американский «Шаттл», однако, начинка делала этот аппарат на порядок лучше американского аналога: он мог производить посадку в автоматическом режиме и выводил на орбиту на 5 тонн полезной массы больше.

В специальный грузовой контейнер челнока помещался любой существовавший на тот момент спутник, а уникальная обшивка выдерживала сверхвысокую температуру при входе в атмосферу.

Но основным отличием все же являлась автоматическая система управления, аналога которой не создано до сих пор. Компьютер “учила” летать команда из шести летчиков-испытателей под предводительством Героя Советского Союза, Игоря Волка. В алгоритм были введены все возможные ситуации, что сразу же пригодилось. Возвращаясь из космоса, челнок вышел к месту посадки поперек взлетно-посадочной полосы, однако смог самостоятельно развернуться и удачно приземлился.

Первый и последний полет

К сожалению, «Энергия-Буран» совершил только один полет и больше никогда не поднимался в воздух. Период его разработки выпал на последние дни существования СССР, а сам проект, по мнению некоторых экономистов, стал одним из гвоздей в крышку гроба страны Советов.

Создание только одного экземпляра космического корабля стоило, порядка 2 трлн. рублей на современные деньги, а сам запуск обходился ещё в десятки миллионов. Задание партии предполагало изготовление 10 аппаратов, но до конца построить и испытать сумели только один.

Проклятие Бурана

После развала СССР корабль достался в собственность Казахстану и хранился там в монтажно-испытательном корпусе рядом с космодромом «Байконур» до 12 мая 2002 года, когда утром обрушилась часть кровли обветшавшего строения. В результате происшествия Буран был полностью разрушен, под обломками погибли 8 рабочих, которые в этот момент как раз и занимались ремонтом крыши.

Ещё на этапе проектирования некоторые разработчики считали Буран проклятым. В ходе формирования летного отряда, который должен был обучить компьютер челнока летать, двое из восьми кандидатов погибли, а после запуска, при обстоятельствах, не связанных с Бураном, погибли ещё пятеро. Сегодня в живых из первого отряда остался только командир — Николай Волк.

Долгое время программа использования многоразовых кораблей при запусках на орбиту была для современной России неактуальна. Однако, с 2016 года разработки в этом направлении возобновились. Известно, что научные работники, которые занимались проектированием «Энергии» и «Бурана» вновь приглашены на работу в Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева в Москве. Возможно, когда-нибудь настанет время для нового «Бурана»...