15/08/22

Энзелийская операция: зачем «пираты-красноармейцы» десантировались в Иране

Когда речь заходит о Гражданской войне, на память приходят события на Дону и Дальнем Востоке, «ледяной поход», Перекоп, бои за Царицын. Однако Гражданская война не ограничилась сражениями на территории бывшей Российской империи. Один из самых ярких примеров – Энзелийская операция, блестяще проведенная красными на территории Ирана.

«Большая игра» продолжается

С Британской империей у России всегда были сложные отношения. К началу Первой мировой войны Россия и Британия были союзницами и членами одного международного блока – Антанты. Это обстоятельство, впрочем, ни в малейшей степени не помешало британцам начать строить планы по захвату территорий, некогда принадлежавших Российской империи, сразу после того, как случилась революция 1917 года. Национальные окраины начали отпадать от центра, там начались собственные, очень сложные политические процессы, и Британия воспользовалась этим, чтобы усилить свое влияние в Закавказье и Средней Азии. Это было продолжением старой-доброй «Большой игры», которая, по словам английского классика Киплинга, завершится лишь тогда, когда «все умрут».

В 1920 году была провозглашена Азербайджанская ССР. Англичане, уже нацелившиеся на бакинские нефтепромыслы, были вынуждены покинуть Азербайджан и перебраться в Иран. Вместе с ними в страну персов убыли и белогвардейцы. С собой они забрали Каспийский флот – 29 судов, в числе которых 10 крейсеров, плавбаза торпедных катеров, 4 торпедных катера, вспомогательные суда, транспортные суда с оружием и боеприпасами и т.д.

Вся эта флотилия переместилась в иранский порт Энзели под защиту британского военного контингента, который был здесь расквартирован. Иран на тот момент находился фактически под полным контролем Британской империи.

Красные корсары

Мириться с такой ситуаций власть большевиков никак не могла. Нельзя было допустить, чтобы вся эта немаленькая армада перешла в руки британцам. Кроме того, нефть в те времена переправляли по морю, в танкерах. Белогвардейская эскадра, засевшая в Энзели, могла стать помехой морским перевозкам.

В общем, флот надо было у белых отобрать. Но как это сделать? Ведь Иран на тот момент – формально независимое государство, и вторжение туда может стать причиной серьезного конфликта. Выход был найден вполне в духе старой доброй Англии — владычицы морей.

Вызволять Каспийский флот снарядили флот Советского Азербайджана, который состоял на тот момент всего из двух судов. К нему присоединили Волжско-Каспийскую флотилию РСФСР, а командовать всем этим поставили комиссара Морского генерального штаба, заместителя Троцкого по морским делам Федора Федоровича Раскольникова.

Задачей «замкома по морде» (заместитель комиссара по морским делам) было забрать флот, и при этом постараться избежать конфликта с Ираном и Британией. На случай, если что-то пойдет не так, правительство предупредило Раскольникова, что никаких официальных приказов ему дано не будет, и действовать Раскольников должен как бы по своей личной инициативе. Тем более, что мотив у Раскольникова был – в 1918 году он почти 6 месяцев находился в плену у британцев.

Таким образом, Федор Раскольников должен был выступить в роли самого настоящего корсара. Это его, судя по всему, нисколько не смутило.

Флотилия «красных корсаров» состояла из 2-х вспомогательных крейсеров, 4-х эсминцев, 2-х канонерских лодок, 2-х сторожевых катеров, 3-х транспортов и тральщика. На борту транспортов находилось две тысячи десантников. Вся эта армада вышла из Баку 17 мая 1920 года. Из Ленкорани в сторону персидской границы выдвинулся кавалерийский дивизион.

На следующий день «красные корсары» подошли к Энзели. Несколько в стороне от города был высажен десант. Десантники взяли под контроль шоссе, выходившее из Энзели, кавалеристы перерезали коммуникации с другой стороны.

Раскольников тем временем решал задачу: куда стрелять? Никаких разведывательных данных у него не было, и он понятия не имел, где располагается английский штаб. Решив, наконец, что абы где британские лорды селиться не станут, он распорядился палить по самому красивому зданию в городке. И не ошибся! Очень скоро из окон и дверей особняка посыпались заспанные люди в нижнем белье.

Как можно прочесть в исследовании Близниченко «Энзелийская операция Волжско-Каспийской военной флотилии», с англичанами сыграла дурную шутку их приверженность традиции (или, если угодно, их снобизм). Находясь в Иране, британцы продолжали жить по «лондонскому времени», и поэтому, когда начался артобстрел, часы Раскольникова показывали почти 8 утра, а часы англичан – всего лишь полшестого. Все они крепко спали.

Около 9 утра британцы прислали парламентеров. Федор Раскольников заявил, что вся операция – это его личная инициатива, и что желает он лишь одного – забрать Каспийский флот. Генерал Чемпейн, командовавший британским контингентом, попытался связаться с руководством, но очень скоро стало ясно, что город окружен красными.

Делать было нечего. Чемпейн согласился отдать флотилию, с условием, что английскому гарнизону, насчитывавшему 2000 бойцов и снабженному артиллерией и авиацией, позволят покинуть город с оружием. Раскольников не возражал.

Вместе с британцами Энзели покинули и белогвардейцы. Каспийский флот оказался в руках в красных, потери которых в этом сражении составили убитыми – одного человека и ранеными — около десятка.

Почему Иран не стал советским

Надо сказать, что все это происходило едва ли не под аплодисменты местных жителей. Персы англичан, мягко говоря, не очень любили, и поэтому прыжки надменных завоевателей в нижнем белье были приняты местной публикой «на ура».

Как только Энзели покинул последний британский солдат, местные жители начали вывешивать красные флаги.

Вскоре при активной поддержке Раскольникова и Серго Орджоникидзе местные революционеры заняли область Гилян и провозгласили Гилянскую социалистическую республику. Она просуществовала до сентября 1921 года.

Поддерживать ее и дальше правительство большевиков не решилось – нельзя было окончательно портить отношения с Англией. Гилянская республика была предоставлена самой себе, в Иране развернулась гражданская война, но это уже не имело отношения к Советской России.

Законному правительству Ирана были принесены заверения, что Раскольников действовал самочинно. Ирану был передан весь комплекс зданий русской дипломатической миссии в Энзели. Таким образом, инцидент был исчерпан.