19/04/22

Погибло сто миллионов человек: почему эпидемия «испанки» была такая страшная

Сто лет назад мир пережил самую опустошительную эпидемию после того, как в XVIII веке в Европе перестали наблюдаться массовые вспышки чумы. Вирус, названный испанским гриппом или «испанкой», менее чем за год убил на планете сто миллионов людей – в несколько раз больше, чем отбушевавшая перед этим Первая мировая война.

Более смертоносный, чем Мировая война

Глобальные оценки жертв «испанки» разнятся почти на порядок. В литературе обычно называются цифры в 50 и даже 100 миллионов человек. Это составляет, соответственно, 3 и 6% всего населения Земли того времени. В декабре 2018 года, к столетию пандемии, группа врачей во главе с П. Спреувенбергом опубликовала в «Американском журнале эпидемиологии» исследование, в котором были подвергнуты сомнению высокие оценки количества жертв «испанки». По подсчётам этих учёных, можно с уверенностью говорить максимум о 17 миллионах человек  скончавшихся от испанского гриппа в 1917-1920 гг.

Но даже такая цифра огромна. Во-первых, она всё равно больше количества жертв Первой мировой войны 1914-1918 гг. – 10 млн. Во-вторых, это 1% населения Земли – умер каждый сотый. Смертность сильно различалась по странам. В Европе самой высокой она была на Балканах – 2-4%. В Азии сильнее всего пострадали Иран (вымерло 8% населения), Афганистан (6%) и Индия (5-7%), в Африке – британская колония Северная Родезия (нынешняя Замбия; 21% населения погибло). В Америке больше всего жертв «испанка» принесла в Мексике (7% населения). На острове Самоа в Океании умерло 23% жителей.

Были и страны, сравнительно мало пострадавшие от «испанки». Так, в Аргентине умерло всего 0,1% населения, в Австралии – 0,2%, в Японии – 0,4%. Были отдельные изолированные территории (остров Маражу в дельте Амазонки, остров Святой Елены), куда болезнь не проникла. Оценки по России, где тогда бушевала гражданская война, сильно разнятся: от 0,4% (что ставит Россию в число мало пострадавших от «испанки» стран) до 2% населения.

Откуда она пришла?

Общее количество инфицированных «испанкой» медики оценивают примерно в полмиллиарда человек. Это 30% населения Земли в то время. Следовательно, смертность от испанского гриппа, согласно вышеприведённым цифрам, составляла от 3,5% до 20% всех заражённых.

В ходе пандемии «испанки» были две волны, различавшиеся, по-видимому, штаммами вируса. Первая волна, наблюдавшаяся весной и летом 1918 года в ряде европейских стран и тогда же названная испанским гриппом, была сравнительно лёгкой. Вторая волна обрушилась на крупнейшие центры цивилизации в октябре-ноябре 1918 года и характеризовалась наивысшей смертностью.

До сих пор среди учёных мира ведутся споры о том, где впервые появился вирус «испанки». Первые сообщения об эпидемии пришли из Испании. Сейчас это считается следствием того, что испанская пресса в 1918 году была одной из самых свободных в Европе и Северной Америке, так как Испания не участвовала в Первой мировой войне. В стране отсутствовала военная цензура, которая в большинстве других стран запрещала газетам публиковать сообщения о негативных явлениях. Но ныне большинство учёных полагают, что испанский грипп появился в США и был занесён в Европу американскими солдатами. В Испанию он попал из Франции, куда многие испанцы ездили на заработки.

Есть и другие мнения насчёт природного очага «испанки». Согласно одному, вирус появился в Китае, причём много раньше. А низкая смертность китайцев от него объяснялась тем, что большинство населения уже имело иммунитет. Обнаружены также свидетельства наличия этой болезни в австрийской армии уже в 1917 году.

Косой по молодым и здоровым

Резким контрастом с большинством пандемий гриппа, включая коронавирус 2020 года, является состав «группы риска» при «испанке». 99% погибших имели возраст менее 65 лет, причём более 50% – от 20 до 40 лет. Таким образом, испанский грипп оказывался наиболее губительным для здоровых людей репродуктивного возраста.

Есть несколько попыток объяснить этот парадокс «испанки». Самая первая гипотеза, которая была предложена, связана с воздействием Первой мировой войны. От 20 до 40 лет — это как раз возраст мобилизованных в армию. Скученность в военных лагерях и в окопах плюс ослабление иммунитета вследствие стресса якобы и приводили к повышенной смертности.

Однако эту гипотезу пришлось быстро оставить. Во-первых, высокая смертность от «испанки» в возрасте от 20 до 40 была свойственна не только мужчинам, но и женщинам. Во-вторых, она имелась не только в воевавших, но и в нейтральных странах, не только в армиях, но и среди гражданского населения. Самое же главное – картина болезни не подтверждала версии об ослабленном иммунитете как факторе смертности. Напротив, большинство летальных случаев при «испанке» происходило из-за чрезмерной реакции иммунной системы!

Вирус «испанки», как теперь считается, приводил к синдрому цитокинового шторма. Суть его – в том, что организм начинает вырабатывать избыточное количество лейкоцитов, что провоцирует образование новых клеток-цитокинов, которые, в свою очередь, производят ещё больше лейкоцитов. Процесс напоминает цепную реакцию. Образование новых клеток выходит из-под контроля иммунной системы. Начинается разрушение тканей, атакованных избыточными лейкоцитами. Таковыми у многих больных «испанкой» оказывались лёгкие, поражённые вторичной инфекцией. Большинство смертей происходило при симптомах лёгочного кровотечения. Вскрытия показывали распад тканей лёгких. Кстати, воспаления лёгких тогда лечить не умели, ибо не знали антибиотиков.

Отравление аспирином как дополнительный фактор смертности

В 2009 году доктор Карен Старко опубликовала в «Журнале клинических инфекционных смертей», издающемся Оксфордским университетом, исследование, проливающее свет на причины высокой смертности при «испанке». В 1918 году Главный хирург армии США Меррит Вебер Айрлэнд официально рекомендовал заразившимся «испанкой» военнослужащим запредельные дозы аспирина – до 31 грамма в день. Этот метод лечения был тогда же одобрен в «Журнале Американской медицинской ассоциации». О вредных для здоровья эффектах сверхвысоких доз аспирина врачи в то время не имели представления.

По мнению Старко, у 33% больных, получивших такие дозы аспирина, развивалась гипервентиляция лёгких, что у десятой части приводило к отёку лёгких. Всего от такого «лечения» умерло 57 тысяч американских солдат – в полтора раза больше, чем их погибло на фронте Первой мировой войны.

Гипотеза Старко была подвергнута критике. Указывалось, что самая высокая смертность от «испанки» наблюдалась в тех странах, где аспирин в те времена как раз не был доступен. Но это не опровергает того, что в данном конкретном случае, то есть в армии и среди гражданского населения США, показатель смертности от «испанки» (675 тыс. чел. или 0,6% населения) мог оказаться ниже, если бы не такие «рекомендации» по её «лечению».